1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе Программы «Математика», авторы М.Н. Перова, В.В.Эк., изданной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1. – 224 с.». Программа ориентирована на учебник для 6 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2018., Рабочую тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2018. Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов. Цель программы – формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных ви дах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов. Задачи: дать учащимся доступные, качественные, пространственные и временные знания, предусмотренные программой данного класса; максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решения, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Данная программа реализуется в рамках федерального компонента, через уроки математики. В 6 классе программой предусмотрено 5 часов в неделю, где 1 час в неделю отводится на изучение геометрического материала. Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 2. Требования к уровню подготовки учащихся В связи с поставленными задачами на конец года планируются следующие результаты: Личностные результаты: формирование мотивации к учению и познанию; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях , умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: В результате изучения математики, обучающиеся 6 класса должны знать: десятичный состав чисел в предел 1 000 000; разряды и классы; основное свойство обыкновенных дробей; зависимость между расстоянием, скоростью и временем; различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; свойства граней и ребер куба и бруса. уметь: устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000; чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее; округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000; складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий; выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы; сравнивать смешанные числа; заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами; складывать; вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел; чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии; чертить высоту в треугольнике; выделять, называть. пересчитывать элементы куба, бруса. ПРИМЕЧАНИЯ Обязательно уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше-меньше) в пределах 1000 000; округлять числа до заданного разряда; складывать, вычитать умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10000; выполнять устное сложение и вычитание чисел в предела 100; письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы; читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей; узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства. 3. Содержание учебного предмета Нумерация чисел в пределах 1000. 9 ч Нумерация чисел в пределах 1 000 000. 14 ч Обыкновенные дроби. 17 ч Скорость, время, расстояние. 12 ч Деление многозначных чисел на однозначные и круглые десятки. 17 ч Повторение. 24 ч Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе. Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тыся чи единиц. Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ. Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени. Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на Встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел. Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве; наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки ┴ и ||. Уровень, отвес. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра, вершины, их количество, свойства. Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2 :1; 10 : 1; 100:1. 3. 1. Формы организации образовательного процесса В практике использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках м атематики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности). Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия: избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов; стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения. В работе применяются эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки. 3.2. Виды, формы и средства контроля Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Д ля выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую. Виды контроля: Виды контроля Содержание Методы Вводный Уровень знаний школьников, общая эрудиция. Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. Текущий Освоение учебного материала по теме, учебной единице. Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. Коррекция Ликвидация пробелов. Повторные тесты, индивидуальные консультации. Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Представление продукта на разных уровнях. Методы контроля : устная проверка, проверка письменно- графических работ, проверка практических работ. Формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по математике и их математические способности. Типы контроля. Различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Ос обенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Средства осуществления контроля: - Устный опрос учащихся у доски, - Самопроверка по образцу после объяснения нового материала, - Взаимопроверка с помощью образца, - Проверка учителем тетрадей с домашним заданием, - Математический диктант, - Самостоятельная и контрольная работы, - Зачёт, тестовые задания и другие. Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Учебно – тематический план Тема Часов Самостоятельные работы Контрольные работы Арифметические действия с целыми числами 13 Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание 30 3 1 Обыкновенные дроби 14 1 1 Сложение и вычитание обыкновенных дробей 13 Умножение многозначных чисел 25 Деление многозначных чисел 13 Действия с многозначными числами 12 Арифметические действия с многозначными числами 16 1 Умножение и деление на однозначные числа 9 1 Геометрический материал 10 Повторение 15 170 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 10 Контрольные работы 1. Арифметические действия с целыми числами 2. Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание 3. Обыкновенные дроби 4. Сложение и вычитание обыкновенных дробей 5. Умножение многозначных чисел 6. Деление многозначных чисел 7. Действия с многозначными числами 8. Арифметические действия с многозначными числами 9. Умножение и 10. Деление на однозначные числа 11. Итоговая контрольная КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Математика 6 класс (5 часов в неделю) № урока Дата Дата план факт Тема урока Цели и задачи урока Тип урока Методы и приемы Деятельность учащихся Оборудование, дидактический материал, ЦОР (словарь) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 1 четверть (40 ч) Нумерация чисел и арифметические действия с числами в пределах 1000 (23ч) 1/1 Десятичная система счета Закрепить понятие «число» и «цифра», название чисел в зависимости от количества цифр Урок повторения Репродуктивный Работа с учебником, тетрадью, раздаточным материалом Учебник, таблицы, числовые карточки, словарные слова Презентация «Число и цифра» 2/2 Таблица классов и разрядов. Работа со счетами. Повторить 1 класс таблицы и его разрядные единицы. Формировать умение пользоваться счетами Урок повторения Объяснительноиллюстративный Работа с учебником, тетрадью, таблицей, со счетами с помощью учителя Таблица классов и разрядов, числовые карточки, счеты Презентация «Число и цифра» 3/3 Сравнение чисел по величине. Числа четные и нечетные. Повторить и закрепить приемы сравнения чисел по величине, понятия «четные» и Урок повторения Репродуктивный Работа с числами, карточками, у доски с помощью учителя Таблицы, образец, числовые карточки Презентация «Число и цифра» «нечетные» числа. 4/4 Разложение чисел на разрядные слагаемые Повторить и закрепить прием разложения числа на сумму разрядных слагаемых Урок повторения Практический Работа с таблице классов и разрядов с помощью учителя Таблица классов и разрядов, числовые карточки 5/1 Круг. Окружность. Радиус. Диаметр. Повторить понятия «круг», «окружность», «радиус», «диаметр». Урок повторения и обобщения Репродуктивный Работа с линейкой, циркулем с помощью учителя Плакаты, рисунки Презентация «Занимательная геометрия» 6/5 Простые и составные числа Дать понятия «простые» и «составные» числа Комбинированный урок Репродуктивный Работа с учебником, тетрадью, у доски с помощью учителя Числовой ряд, поисковые таблицы Презентация «Простые и составные числа» 7/6 Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 Закрепить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000 Урок закрепления Практический Решение примеров и задач с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 8/7 Округление чисел до десятков Повторить и закрепить приемы округления чисел до десятков Урок закрепления Практический Округление чисел с помощью учителя Правило округления, пример-образец 9/8 Округление чисел до сотен Повторить и закрепить приемы округления чисел до сотен Урок закрепления Практический Округление чисел с помощью учителя Правило округления, пример-образец 10/2 Треугольник. Виды треугольников. Построение треугольников по заданным сторонам Повторить виды треугольников и их построение по трем заданным сторонам Урок повторения и закрепления Практический Работа с линейкой, циркулем с помощью учителя Наглядный материал 11/9 Входная контрольная работа Проверить и оценить знания учащихся Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы К/р Текст к/р 12/10 Работа над ошибками. Составление и Формировать умение составлять и решать арифметические Урок повторения и закрепления Практический Составление и решение простой задачи Схемы задач Презентация «Геометрия в начальной школе» Презентация «Алгоритм решения задачи» решение задач по схеме. задачи по схеме по схеме 13/11 Нахождение неизвестных компонентов сложения Повторить и закрепить прием нахождения неизвестных компонентов сложения Урок закрепления Объяснительноиллюстративный Решение уравнений с помощью учителя Стенд – компоненты сложения 14/12 Нахождение неизвестных компонентов вычитания Повторить и закрепить приемы нахождения неизвестных компонентов сложения Урок закрепления Объяснительноиллюстративный Решение уравнений с помощью учителя Стенд – компоненты вычитания Презентация «Зарядка для глаз» 15/3 Виды многоугольников Повторить знания о видах многоугольников. Закрепить прием вычисления периметра Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с линейкой, формулой с помощью учителя Наглядный материал Презентация «Физминутка для глаз» 16/13 Умножение и деление 3-значных чисел на 1-значное Повторить и закрепить приемы умножения и деления 3-значных чисел на 1-значное число Урок закрепления Репродуктивный Решение примеров и задач по образцу Стенд – компоненты умножения и деления, пример - образец 17/14 Самостоятельная работа по теме: «Нумерация чисел в пределах 1000» Проверить знания учащихся по теме: «Нумерация чисел в пределах 1000» Урок проверки знаний Метод самостоятельной работы С/р Текст с/р 18/15 Преобразование чисел, полученных при измерении в более крупные меры Повторить и закрепить прием преобразования чисел, полученных при измерении в более крупные меры Урок повторения и закрепления Репродуктивный Выражение чисел в более крупных мерах по образцу Таблица мер, пример – образец 19/16 Преобразование чисел, полученных при измерении, в более мелкие меры Повторить и закрепить прием преобразования чисел, полученных при измерении в более мелкие меры Урок повторения и закрепления Репродуктивный Выражение чисел в более мелких мерах по образцу Таблица мер, пример – образец Презентация: «Зарядка с колобком» 20/4 Перпендикулярные прямые. Их построение. Дать понятие «перпендикулярные» прямые. Познакомить с приемом их построения Комбинированный урок Практический Построение перп-ых прямых с помощью учителя Наглядный материал Презентация «Занимательная геометрия» 21/17 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Повторить и закрепить приемы сложения и вычитания чисел, полученных при измерении Урок повторения и обобщения Репродуктивный Решение примеров и задач с помощью учителя Стен – компоненты сложения и вычитания, таблица мер Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 22/18 Решение сложных примеров и задач Повторить и закрепить материал по теме: «Нумерация чисел и арифметические действия с числами в пределах 1000» Урок обобщения и систематизации Практический Решение примеров и задач с помощью учителя Примеры образцы 23/19 Контрольная работа по теме: «Нумерация чисел и арифметические действия с числами в пределах 1000» Проверить и оценить знания учащихся по теме: «Нумерация чисел и арифметические действия с числами в пределах 1000» Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту к/р 3 группы Текст к/р по группам 24/20 Работа над ошибками. Решение примеров и задач. Исправить, допущенные в к/р, ошибки. Закрепить умение выполнять арифметические действия с числами в пределах 1000 Урок коррекции ЗУН Эвристический Решение подобных примеров и задач с помощью учителя Индивидуальные карточки, примеры образцы 25/5 Виды треугольников. Высота треугольника. Дать понятие «высота» треугольника. Познакомить с приемом построения. Комбинированный урок Репродуктивный Построение высоты треугольника с помощью учителя Наглядный материал Презентация «Занимательная геометрия» 26/1 Разрядные единицы в пределах 1000000 Формировать понятие новой разрядной единицы Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа над числами с помощью Числовые карточки Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и учителя Мефодия. Математика» 27/2 Таблица классов и разрядов. Работа со счетами. Формировать понятие нового класса и разрядов. Учить откладывать их на счетах и читать со счёт. Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа с таблицей классов и разрядов, со счётами с помощью учителя Таблица классов и разрядов, счеты 28/3 Получение 4значных чисел. Разложение на разрядные слагаемые и составление из разрядных слагаемых. Познакомить с приемом получения 4-значных чисел, разложение его на разрядные слагаемые и составление из разрядных слагаемых Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа с числами, с абаком с помощью учителя Таблица классов и разрядов, пример- образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 29/4 Получение 5значных чисел. Разложение на разрядные слагаемые и составление из разрядных слагаемых Познакомить с приемом получения 5-значных чисел, разложение его на разрядные слагаемые и составление из разрядных слагаемых Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа с числами, с абаком с помощью учителя Таблица классов и разрядов, пример- образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 30/6 Параллельные прямые. Их построение на заданном расстоянии. Дать понятие «параллельные» прямые. Познакомить с приемом построения Комбинированный урок Практический Построение парых прямых Наглядный материал Презентация «Занимательная геометрия» 31/5 Получение 6значных чисел. Разложение на разрядные слагаемые и составление из разрядных слагаемых Познакомить с приемом получения 6-значных чисел, разложение его на разрядные слагаемые и составление из разрядных слагаемых Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа с числами, с абаком с помощью учителя Таблица классов и разрядов, пример- образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 32/6 Округление чисел до указанного Формировать умение округлять числа до Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа с числами. Правило, пример - образец Мультимедийный учебник «Уроки разряда единиц тысяч таблицей с помощью учителя Кирилла и Мефодия. Математика» 33/7 Округление чисел. Римская нумерация от 1 до 20 Повторить римскую нумерацию от 1 до 12. Познакомить с римской нумерацией от 13 до 20. Комбинированный урок Частично поисковый Работа с учебником, таблицей с помощью учителя Плакат с римской нумерацией 34/8 Самостоятельная работа по теме: «Работа над 6значными числами» Проверить и оценить знания учащихся Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту с/р 3 группы Текст с/р по группам 35/7 Тренировочные упражнения в построении перпендикулярных и параллельных прямых. Закрепить приемы построения перпендикулярных и параллельных прямых Урок закрепления Практический Упражнения в построении с помощью учителя Наглядный материал 36/1 Сложение и вычитание 4значных чисел с переходом через разряд единиц Уточнить приемы складывания и вычитания 4значных чисел с переходом через разряд единиц Комбинированный урок Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания, пример образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 37/2 Сложение и вычитание 4значных чисел с переходом через разряд десятков Уточнить приемы складывания и вычитания 4значных чисел с переходом через разряд десятков Комбинированный урок Репродуктивный Решение примеров и задач с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания, пример образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 38/3 Сложение и вычитание 4значных чисел с переходом через разряд сотен Уточнить приемы складывания и вычитания 4значных чисел с переходом через разряд сотен Комбинированный урок Репродуктивный Решение примеров и задач с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания, пример образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 39/4 Контрольная работа за 1четверть Проверить и оценить знания учащихся Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту к/р 3 группы Текст к/р 40/8 Повторение материала Повторить и закрепить Урок повторения Репродуктивный Упражнения в построении с Наглядный Презентация «Зарядка с изученного в 1 четверти. полученные знания и закрепления помощью учителя материал колобком» 2 четверть (39 ч) 41/5 Работа над ошибками. Решение подобных примеров и задач Исправить, допущенные в к/р, ошибки. Закрепить приемы решения примеров и задач Урок коррекции ЗУН Эвристический Решение примеров и задач с помощью учителя Индивидуальные карточки, примеры образцы 42/6 Нахождение неизвестных компонентов сложения Обобщить знания детей по нахождению неизвестных компонентов сложения Комбинированный урок Репродуктивный Решение уравнений с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания, уравнения образцы 43/5 Нахождение неизвестных компонентов вычитания Обобщить знания детей по нахождению неизвестных компонентов вычитания Комбинированный урок Репродуктивный Решение уравнений с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания, уравнения образцы 44/9 Самостоятельная работа по теме: «Взаимное положение прямых на плоскости» Проверить и оценить знания учащихся Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы С/р Наглядный материал 45/6 Решение арифметических задач с помощью уравнений Повторить и закрепить умение учащихся решать арифметические задачи с помощью уравнений Урок повторения и закрепления Практический Решение задач с помощью уравнений по образцу, с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания, уравнения образцы 46/7 Проверка сложения Уточнить и закрепить прием проверки сложения Комбинированный урок Объяснительноиллюстративный Решение примеров с помощью учителя Плакат – образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 47/8 Проверка действия вычитания Уточнить и закрепить прием проверки действия вычитания Комбинированный урок Объяснительноиллюстративный Решение примеров с помощью учителя Плакат – образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 48/9 Решение уравнений с проверкой Закрепить прием решения уравнений с проверкой Урок повторения и закрепления Практический Решение уравнений с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания, уравнения образцы 49/10 Построение перпендикулярных и параллельных прямых Повторить прием построения перпендикулярных и параллельных прямых Урок закрепления Практический Работа с линейкой и карандашом с помощью учителя План построения 50/1 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Формировать прием сложения и вычитания чисел, полученных при измерении Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, пример образец 51/2 Меры времени. Сложение и вычитание мер времени Формировать прием сложения и вычитания чисел, полученных при измерении времени Урок изучения нового материала Репродуктивный Решение примеров и задач с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, пример образец 52/3 Решение примеров и задач с именованными числами Закрепить прием решения примеров и задач с именованными числами Урок закрепления Практический Работа с именованными числами с помощью учителя Стенд – компоненты сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, пример образец 53/1 Обыкновенные дроби. Образование, чтение, запись Повторить прием образования дробей, чтение и их запись Урок обобщения и систематизации Объяснительноиллюстративный Работа с моделями дробей, Монтессори Модели дробей, Монтессори материал Презентация «Занимательная геометрия» Презентация «Физминутка для глаз» Презентация «Обыкновенные дроби» дробей материалом с помощью учителя 54/11 Построение треугольника по трем заданным сторонам. Вычисление периметра Повторить прием построения треугольника по трем заданным сторонам; прием вычисления периметра Урок закрепления Практический Работа с линейкой, формулой с помощью учителя План построения Презентация «Занимательная геометрия» 55/2 Виды дробей. Их сравнение Повторить виды дробей; прием сравнения Урок повторения Практический Работа с моделями, учебником, Монтессори материалом с помощью учителя Модели дробей, Монтессори материал Презентация «Обыкновенные дроби» 56/3 Образование смешанного числа. Сравнение Дать понятие «смешанное число»; познакомить с приемом сравнения смешанных чисел Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа с моделями, учебником, Монтессори материалом с помощью учителя Модели дробей, Монтессори материал Презентация «Физминутка для глаз» 57/4 Основное свойство дроби Познакомить с основным свойством дроби Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа по рисунку, учебнику Модели дробей, Монтессори материал 58/5 Преобразование обыкновенных дробей Познакомить с приемом преобразования дроби Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа по учебнику, у доски с помощью учителя Модели дробей, Монтессори материал Презентация «Дроби» 59/12 Построение прямоугольника, квадрата. Вычисление периметра Повторить прием построения прямоугольника, квадрата; вычисления их периметра Урок закрепления Практический Работа с линейкой, формулой с помощью учителя План построения Презентация «Занимательная геометрия» 60/6 Нахождение части от числа Формировать навык нахождения части от числа Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа по учебнику, у доски с помощью учителя Пример – образец 61/7 Нахождение нескольких частей от числа Формировать навык нахождения нескольких частей от числа Урок изучения нового материала Репродуктивный Работа по учебнику, у доски с помощью учителя Пример – образец 62/8 Контрольная работа по теме: «Дроби» Проверить и оценить знания учащихся по теме: «Дроби» Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту к/р 3 группы Текст к/р по группам 63/9 Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем Формировать прием сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Пример – образец 64/13 Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное Показать положение прямых в пространстве. Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Построение и нахождение прямых вокруг себя Рисунки предметов 65/10 Вычитание дроби из единицы Формировать прием вычитания дроби из единицы Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Пример – образец 66/11 Вычитание дроби из целого числа Формировать прием вычитания дроби из целого числа Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Пример образец 67/12 Решение задач на сложение и вычитание дробных чисел Закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание дробных чисел Урок закрепления Практический Решение простых задач Алгоритм решения задачи 68/13 Сложение смешанных чисел Формировать умение складывать смешанные числа Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Пример образец Приборы: уровень, отвес Познакомить с приборами (уровень, отвес), их Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Работа с приборами Уровень, отвес 69/14 Презентация «Физминутка для глаз» Презентация «Предметы вокруг нас» Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» применение 70/14 Вычитание смешанных чисел Формировать умение вычитать смешанные числа Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Пример образец 71/15 Вычитание смешанных чисел из целого Формировать умение вычитать смешанные числа из целых Урок изучения нового материала Объяснительноиллюстративный Решение примеров и задач с помощью учителя Пример образец 72/16 Решение сложных примеров Закрепить прием решения сложных примеров Урок закрепления Репродуктивный Решение простых примеров Индивидуальные карточки 73/17 Составление и решение составных арифметических задач по краткой записи Повторить и закрепить прием составления и решения составных арифметических задач по краткой записи Урок повторения и закрепления Практический Решение простых задач Кратка запись задач 74/15 Самостоятельная работа по теме: «Взаимное положение прямых в пространстве» Проверка и оценка знаний учащихся по изученному материалу Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту с/р 3 группы Текст с/р по группам 75/18 Контрольная работа за 2 четверть. Проверить и оценить знания учащихся по изученному материалу. Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту к/р 3 группы Текст к/р по группам 76/19 Работа над ошибками. Сложение и вычитание смешанных чисел Закрепить прием сложения и вычитания смешанных чисел Урок закрепления Практический Решение примеров и задач по образцу Пример образец 77/20 Решение сложных примеров. Закрепить прием решения сложных примеров Урок закрепления Репродуктивный Решение простых примеров Индивидуальные карточки 78/21 Решение примеров и задач по теме: «Сложение и Закрепить пройденный материал Урок закрепления Практический Решение примеров и задач с Пример образец Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» Презентация «Зарядка с колобком» Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» вычитание смешанных чисел» 79/16 Геометрические тела – куб, брус. помощью учителя Познакомить с геометрическими талами – куб, брус. Урок изучения нового материала Объяснительно иллюстративный Работа с геометрическим материалом; рисунками, предметами с помощью учителя Геометрический материал; рисунки, предметы изучаемой формы Презентация «Занимательная геометрия» 3 четверть (48 ч) 80/1 Решение арифметических задач на нахождение расстояния. Формировать прием решения задач на нахождение расстояния Урок изучения нового материала Объяснительно иллюстративный Работа с числами по таблице с помощью учителя Учебник, рисунки, таблица, схема Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 81/2 Решение арифметических задач на нахождение времени Формировать прием решения арифметических задач на нахождение времени Урок изучения нового материала Объяснительно иллюстративный Работа с числами по таблице с помощью учителя Учебник, рисунки, таблица, схема Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 82/3 Решение арифметических задач на нахождение скорости Формировать прием решения арифметических задач на нахождение скорости Урок изучения нового материала Объяснительно иллюстративный Работа с числами по таблице с помощью учителя Учебник, рисунки, таблица, схема Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 83/4 Решение составных задач на встречное (равномерное, прямолинейное) движение. Формировать умение решать составные задачи на встречное движение Урок изучения нового материала Объяснительно иллюстративный Работа с числами по таблице и рисунку с помощью учителя Учебник, рисунки, таблица, схема Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 84/17 Геометрические тела – куб, брус. Познакомить с геометрическими талами – куб, брус. Урок закрепления нового материала Объяснительно иллюстративный Работа с геометрическим материалом; рисунками, предметами с помощью учителя Геометрический материал; рисунки, предметы изучаемой формы Презентация «Занимательная геометрия» 85/5 Самостоятельная работа по теме: «Решение Проверить знания учащихся по теме: «Решение Урок проверки ЗУНов Метод самостоятельной Работа с числами по тексту Текст с/р арифметических задач на нахождение расстояния, времени, скорости» арифметических задач на нахождение расстояния, времени, скорости» работы самостоятельной работы с помощью учителя 86/6 Устное и письменное умножение многозначных чисел на однозначное Повторить и закрепить приемы устного и письменного умножения многозначного числа на однозначное число Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа над числами по учебнику, работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 87/7 Решение арифметических задач на нахождение общего количества Закрепить умение решать арифметические задачи на нахождение общего количества Урок закрепления Репродуктивный Работа с числами по условию задач; работа с таблицей с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения Презентация «Алгоритм решения задачи» 88/8 Решение сложных примеров Повторить и закрепить приемы решения сложных примеров Урок повторения и закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения, сложения и вычитания 89/18 Грани куба и бруса. Их построение. Формировать понятия «грани куба, бруса». Урок закрепления Репродуктивный Работа с геометрическим материалом; рисунками, предметами с помощью учителя Геометрический материал; рисунки, предметы изучаемой формы 90/9 Письменное умножение многозначных чисел с нулями в конце, в середине числа на Уточнить прием умножения чисел с нулями в конце, в середине на однозначное число Комбинированный урок Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» однозначное число помощью учителя 91/10 Решение сложных примеров и задач Закрепить прием умножения многозначных чисел на однозначное число Урок закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения, сложения и вычитания 92/11 Умножение многозначных чисел на круглые десятки Формировать прием умножения многозначных чисел на круглые десятки Комбинированный урок Объяснительно иллюстративный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения 93/12 Подготовка к контрольной работе Закрепить приемы умножения многозначных чисел на однозначное число Урок обобщения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения, сложения и вычитания 94/19 Геометрическое тело – шар. Предметы шарообразной формы Познакомить с геометрическим телом – шар. Урок изучения нового материала Объяснительно иллюстративный Работа с геометрическим материалом; рисунками, предметами с помощью учителя Геометрический материал; рисунки, предметы изучаемой формы Презентация «Занимательная геометрия» 95/13 Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые Проверить и оценить знания учащихся по теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа с числами по тексту к/р с помощью учителя Текст к/р Презентация «Зарядка для глаз» Презентация «Зарядка для глаз» десятки» 96/14 Работа над ошибками. Решение подобных примеров и задач Выявить и исправить допущенные в контрольной работе ошибки Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами по тексту к/р, исправление ошибок с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты умножения, сложения и вычитания 97/15 Устное и письменное деление многозначных чисел на однозначное число Повторить приемы устного и письменного деления многозначных чисел на однозначное число Урок повторения и закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 98/16 Письменное деление многозначных чисел на однозначное число Повторить и закрепить приемы деления многозначных чисел на однозначное число Урок закрепления Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 99/20 Вылепливание геометрических тел – куб, брус, шар из пластилина Закрепить понятия «куб, брус, шар» Урок закрепления Практический Работа с геометрическим материалом; рисунками, предметами; пластилином с помощью учителя Геометрический материал; рисунки, предметы изучаемой формы; пластилин Презентация «Физминутка для глаз» 100/17 Решение сложных примеров и задач. Закрепить прием решения сложных примеров и арифметических задач Урок закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания 101/18 Составление и решение задач по краткой записи Закрепить умение решать арифметические задачи по краткой записи. Урок закрепления Репродуктивный Работа над числами по краткой записи с помощью учителя Учебник, рисунки, схемы Презентация «Алгоритм решения задачи» 102/19 Деление многозначных чисел с нулями в середине, в конце на однозначное число Уточнить приемы деления многозначных чисел с нулями в середине, в конце на однозначное число Комбинированный урок Объяснительно иллюстративный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 103/20 Решение задач на нахождение части от числа Повторить прием решения задач на нахождение части от числа Урок закрепления Репродуктивный Работа над числами по содержанию задачи с помощью учителя Учебник, рисунки, схемы решения Презентация «Алгоритм решения задачи» 104/21 Масштаб. Применение масштаба Повторить понятие «масштаб»; отрасли применения Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с физической картой мира; картой нашего округа; нашего города с помощью учителя Физическая карта мира; карта нашего округа, города 105/25 Решение примеров с проверкой Закрепить умение решать примеры с проверкой Урок закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания 106/26 Решение сложных примеров и задач Повторить и закрепить прием решения сложных примеров и арифметических задач Урок закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и помощью учителя вычитания 107/6 Решение задач на соотношение: расстояние, время, скорость. Закрепить умение решать задачи на соотношение: расстояние, время, скорость. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа над числами по содержанию задачи; работа с таблицей, по рисунку с помощью учителя Учебник, рисунки, схемы решения; таблица Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 108/27 Решение задач на соотношение: цена, количество, стоимость. Закрепит умение решать задачи на соотношение: цена, количество, стоимость. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа над числами по содержанию задачи; работа с таблицей, по рисунку с помощью учителя Учебник, рисунки, схемы решения, таблица Презентация «Алгоритм решения задачи» 109/22 Измерение класса. Выполнение чертежа в масштабе. Формировать измерительные умения; закрепить прием выполнения чертежа в масштабе Комбинированный урок Практический Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент Презентация «Физминутка для глаз» 110/28 Деление многозначных чисел на круглые десятки Познакомить с приемом деления многозначных чисел на круглые десятки Комбинированный урок Объяснительно иллюстративный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 111/29 Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» Проверить знания учащихся по теме: «Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа с числами по тексту к/р с помощью учителя Текст к/р 112/30 Работа над Выявить и исправить Урок повторения Практический Решение Учебник, Презентация ошибками. Решение подобных примеров и задач ошибки, допущенные в контрольной работе и закрепления примеров и задач с помощью учителя примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания 113/31 Деление с остатком Закрепить прием деления с остатком Урок закрепления 114/23 Измерение столовой. Выполнение чертежа в масштабе Формировать измерительные умения; закрепить прием выполнения чертежа в масштабе 115/32 Решение сложных примеров и задач. 116/26 117/7 «Зарядка для глаз» Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления Комбинированный урок Практический Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент Закрепить приемы решения сложных примеров и арифметических задач Урок закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания Решение примеров и задач на нахождение части от числа Закрепить умение решать примеры и задачи на нахождение части от числа Урок закрепления Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания Презентация «Алгоритм решения задачи» Составление и решение задач по рисунку, чертежу Повторить и закрепить умение решать задачи на Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с числами по содержанию Учебник, рисунки, чертежи Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Презентация «Физминутка для глаз» на соотношение: скорость, время, расстояние соотношение: расстояние, время, скорость задач и по рисунку, чертежу с помощью учителя решения, таблица 118/8 Составление и решение задач по таблице на соотношение: скорость, время, расстояние Повторить и закрепить умение решать задачи на соотношение: расстояние, время, скорость Урок повторения и закрепления 119/24 Масштаб: 1:2, 2:1 Повторить масштаб 1:2, 2:1 120/9 Повторение изученного материала 121/33 Мефодия. Математика» Репродуктивный Работа с числами по составлению и содержанию задач при помощи таблицы (с помощью учителя) Учебник, таблица соотношения скорости, времени, расстояния Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент Закрепить умение решать задачи на движение Урок закрепления Практический Решение задач в 1 действие Решение сложных примеров и задач Закрепить приемы решения сложных примеров и арифметических задач Урок закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания 122/34 Подготовка к контрольной работе Закрепить умение решать примеры и задачи Урок обобщения и систематизации Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания Презентация «Зарядка для глаз» 123/25 Самостоятельная работа по теме: Проверить и оценить знания учащихся по Урок проверки и Метод самостоятельной Работа с измерительными Измерительные приборы; Презентация «Физминутка для «Масштаб» изученному материалу оценки работы приборами; чертежным инструментом с помощью учителя чертежный инструмент 124/35 Контрольная работа за 3 четверть Проверить и оценить знания учащихся по изученному материалу Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа с числами по тексту к/р с помощью учителя Текст к/р 125/36 Работа над ошибками. Решение подобных примеров и задач Выявить и исправить допущенные ошибки Урок повторения и закрепления Практический Решение примеров и задач с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания 126/37 Деление с остатком. Выполнение проверки Закрепить прием деления с остатком и выполнения проверки Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения 127/38 Решение примеров и задач на нахождение части от числа Закрепить умение решать примеры и задачи на нахождение части от числа Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником; решение примеров и задач с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, 4 четверть (43) 128/39 Решение сложных примеров и задач Закрепить приемы решения сложных примеров и арифметических задач Урок повторения и закрепления Практический глаз» Презентация «Зарядка для глаз» умножения с помощью учителя сложения и вычитания 129/40 Повторение изученного материала Закрепить приемы решения сложных примеров и арифметических задач Урок повторения и закрепления Практический Работа с учебником; решение примеров; работа с таблицей умножения с помощью учителя Учебник, примеры – образцы; стенд компоненты деления и умножения, сложения и вычитания 130/41 Повторение. Образование, чтение, запись дробей. Сравнение. Повторить приемы образования и сравнения обыкновенных дробей Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником, раздаточным материалом с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал 131/29 Образование смешанного числа. Сравнение. Повторить приемы образования и сравнения смешанных чисел. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником, раздаточным материалом с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал 132/26 Масштаб: 1:100; 1:1000. Применение Формировать понятия о масштабах 1:100; 1:1000 Комбинированный урок Объяснительно иллюстративный Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент 133/30 Основное свойство дроби. Преобразование обыкновенных дробей. Повторить и закрепить прием преобразования обыкновенных дробей. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником, раздаточным материалом с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, образцы 134/31 Нахождение части, нескольких частей от числа. Повторить и закрепить прием нахождения части, нескольких частей Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником, раздаточным материалом с помощью Учебник, раздаточный и дидактический материал, примеры- Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» от числа учителя образцы 135/32 Решение задач на нахождение части, нескольких частей от числа. Закрепить умение решать задачи на нахождение части, нескольких частей от числа Урок повторения и закрепления Практический Работа с учебником, раздаточным материалом, образцами с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, примерыобразцы 136/33 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Повторить и закрепить приемы сложения и вычитания обыкновенных дробей. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником, раздаточным материалом, образцами с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, примерыобразцы 137/27 Масштаб. Выполнение чертежей в масштабе. Повторить понятие «масштаб». Закрепить умение выполнять чертежи в масштабе. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент 138/34 Вычитание дроби из целого числа Закрепить прием вычитания дроби из целого числа. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником, раздаточным материалом, образцами с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, примерыобразцы 139/35 Сложение и вычитание смешанных чисел Закрепить приемы сложения и вычитания смешанных чисел Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с учебником, образцами с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, примерыобразцы 140/36 Решение сложных примеров и задач Закрепить умение решать сложные примеры и арифметические задачи. Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами по учебнику, дид. материалу с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, примерыобразцы Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» Презентация «Зарядка для глаз» Презентация «Зарядка для глаз» 141/37 Составление и решение задач по краткой записи, рисунку. Формировать умение составлять и решать задачи по краткой записи, по рисунку. Комбинированный урок Репродуктивный Работа с числами по учебнику, по краткой записи, по рисунку, дидак-му материалу с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, краткая запись, рисунки 142/28 Измерение спортзала. Выполнение чертежа в масштабе. Формировать измерительные умения; закрепить прием выполнения чертежа в масштабе Урок повторения и закрепления Практический Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент 143/38 Контрольная работа по теме: «Дроби» Проверить и оценить знания учащихся по теме: «Дроби». Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа с числами по тексту к/р с помощью учителя Текст к/р 144/39 Работа над ошибками. Решение подобных задний Выявить и исправить ошибки. Выполнить работу над ошибками Урок повторения и закрепления Практический Решение примеров и задач с помощью учителя Учебник, раздаточный и дидактический материал, примерыобразцы 145/9 Повторение. Нумерация чисел в пределах 1000000. Работа с таблицей классов и разрядов. Повторить нумерацию чисел в пределах 1000000. Закрепить умение работать с таблицей классов и разрядов Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с таблицей классов и разрядов с помощью учителя Числовые карточки, таблица классов и разрядов, учебник 146/10 Разложение чисел на разрядные слагаемые. Составление по сумме разрядных слагаемых. Закрепить умение раскладывать на разрядные слагаемые и, наоборот, составлять из разрядных слагаемых Урок повторения и закрепления Практический Работа с таблицей классов и разрядов, числовыми карточками, примерамиобразцами с помощью Числовые карточки, таблица классов и разрядов, учебник Презентация «Зарядка для глаз» Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» учителя 147/29 Геометрические тела и геометрические фигуры Повторить понятия «геометрические тела» и «геометрические фигуры» Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с раздаточным геометрическим материалом с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент, раздаточный геометрический материал 148/11 Округление многозначных чисел до указанного разряда. Повторить правила округления чисел до указанного разряда Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с таблицей классов и разрядов, числовыми карточками, примерамиобразцами с помощью учителя Числовые карточки, таблица классов и разрядов, учебник, примерыобразцы 149/39 Письменное сложение и вычитание многозначных чисел Закрепить умение складывать и вычитать многозначные числа в пределах 10000. Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы, стенд компоненты сложения и вычитания 150/40 Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Повторить и закрепить умение решать уравнения Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с числовыми карточками, примерамиобразцами с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы 151/41 Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Закрепить приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы, стенд компоненты умножения и деления Презентация «Занимательная геометрия» Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» Презентация «Зарядка для глаз» 152/30 Вычисление периметра геометрических фигур Закрепить умение вычислять периметр геометрических фигур Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с раздаточным геометрическим материалом, рисунками с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент, раздаточный материал 153/42 Решение сложных примеров и задач Закрепить умение решать сложные примеры и арифметические задачи Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы 154/8 Решение задач на соотношение: скорость, время, расстояние. Повторить и закрепить умение решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с числами, таблицей, правилами с помощью учителя Учебник, таблица, формулы 155/43 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Закрепить умение складывать и вычитать числа, полученные при измерении с дальнейшим преобразованием. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с числами, таблицей мер с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы, таблица мер 156/44 Составление и решение задач по таблице, краткой записи. Формировать умение составлять и решать задачи по таблице, краткой записи. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Решение задач по таблице, краткой записи с помощью учителя Учебник, задачитаблицы, карточки с кр. записями задач 157/31 Тренировочные упражнения в построении параллельных и перпендикулярных прямых. Тренировать в построении параллельных и перпендикулярных прямых Урок повторения и закрепления Практический Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом, рисунками с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент, рисунки Презентация «Занимательная геометрия» Презентация «Зарядка для глаз» 158/45 Решение сложных примеров и задач. Закрепить умение решать сложные примеры и арифметические задачи Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» 159/46 Подготовка к контрольной работе. Закрепить умение решать примеры и задачи Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы 160/47 Итоговая контрольная работа Проверить и оценить знания учащихся по изученному в течении года материалу Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту к/р 3 группы Текст к/р по группам 161/48 Работа над ошибками. Решение подобных примеров и задач Выявить и исправить ошибки. Выполнить работу над ошибками. Урок коррекции ЗУН Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы 162/32 Тренировочные упражнения в построении треугольника, прямоугольника, квадрата, круга по заданным величинам Тренировать в построении геометрических фигур по заданным величинам Урок повторения и закрепления Практический Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом, рисунками с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент, геометрические фигуры Презентация «Занимательная геометрия» 163/40 Решение примеров и задач на нахождение части от числа. Закрепить умение решать примеры и задачи на нахождение части от числа. Урок повторения и закрепления Репродуктивный Работа с числами, примерамиобразцами, выполнение арифметических действий с помощью Числовые карточки, учебник, примерыобразцы Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика» Презентация «Зарядка для глаз» учителя 164/41 Составление и решение задач по схеме, рисунку. Закрепить умение составлять и решать задачи по схеме, рисунку Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами, схемами, рисунками с помощью учителя Схемы, рисунки к текстам задач 165/48 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Закрепить приемы сложения и вычитания чисел, полученных при измерении с дальнейшим преобразованием Урок повторения и закрепления Практический Работа с числами, примерамиобразцами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы, таблица мер 166/49 Контрольная работа за 4 четверть Проверить и оценить знания учащихся по теме: «Арифметические действия с многозначными числами» Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту к/р 3 группы Текст к/р по группам Презентация «Зарядка для глаз» 167/33 Самостоятельная работа по изученному за год материалу Проверить и оценить знания учащихся по изученному материалу Урок проверки и оценки Метод самостоятельной работы Работа по тексту с/р с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент Презентация «Зарядка для глаз» 168/50 Работа над ошибками. Решение подобных примеров и задач. Выявить и исправить ошибки. Дать задание на летние каникулы Урок коррекции ЗУН Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с помощью учителя Числовые карточки, учебник, примерыобразцы 169/51 Решение примеров и задач. Закрепить умение выполнять арифметические действия при решении Урок закрепления Практический Работа с числами, выполнение арифметических действий с Числовые карточки, учебник, примеры- примеров и задач 170/34 Итого Работа над ошибками Выявить и исправить, допущенные в с/р, ошибки Урок повторения и закрепления Репродуктивный помощью учителя образцы Работа с измерительными приборами; чертежным инструментом, рисунками с помощью учителя Измерительные приборы; чертежный инструмент, геометрический материал 170 ч Приложение 1. Оценочные материалы 6 класс. Входная контрольная работа №1. 1. Сравните целые числа. 471 …638 200… 122 520…509 1000…999 2. Решите задачу. В одной коробке 650 г крупы, а в другой – 320г. Сколько крупы в двух коробках? 3.Выполните действия. 315 + 130 450 – 300 42 * 2 140 : 2 472 + 159 612 – 254 193 * 4 488 : 4 4.Напишите числа, которые состоят: -из 4 сотен 5 десятков 2 единиц; -9 сотен 5 десятков 3 единицы. 5. Постройте ломаную линию из трёх отрезков. Измерьте длину ломанной линии и запишите её. Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация многозначных чисел». 1 уровень. 1. Составьте числа из разрядных слагаемых: 400000 + 80000+ 700 +3 80000+2000+300+7 1. Разложите числа на разрядные слагаемые: 57684; 480703. 1. Сравните числа: 794008…794800 200000…199999 301795…300010 99895…100001 1. Округлите числа до сотен: 420327; 19763; 293194. 1. Напишите числа от меньшего к большему: 200200; 95748; 90890; 1000000; 7000; 69003; 900900. 1. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 8 см и найдите его периметр. 1. 1. Составьте числа из разрядных слагаемых: 400000 + 80000+ 700 +3. 1. Разложите числа на разрядные слагаемые: 1. Сравните числа: 57684. 794008…794800 200000…199999 301795…300010 99895…100001. 1. 420327; 19763. Округлите числа до десятков: уровень. 1. Напишите числа от меньшего к большему: 200200; 95748; 90890; 1000000; 7000; 69003; 900900. 6. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 8 см и найдите его периметр. 3 уровень. 1. Составьте числа из разрядных слагаемых: 1. Разложите числа на разрядные слагаемые: 1. Сравните числа: 400 + 80 +3 576; 480. 794…800 200…999 395…300 895…1000 1. Вставьте пропущенные числа: 1. Округлите числа до десятков: 356……..360; 423; 131. 6. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 8 см. Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» I уровень 1 уровень. 1. В заповеднике живут 2350 волков, зайцев на 1235 больше, чем волков, а лис на 356 меньше, чем волков. Сколько всего волков, зайцев и лис живёт в заповеднике? 2. Решите примеры и сделайте проверку. 4378 + 1845 7010 – 5987 5907 + 4093 8200 – 1269 3 . Найдите неизвестное числа. 760 + x = 3051 9000 – x = 714 x – 2448 = 4089 4. Начертите прямую. Отметьте на ней точку и при помощи чертёжного угольника проведите перпендикуляр. 2 уровень. 1. На фабрике изготовили 6450 м искусственного шёлка, а натурального на 4890 м меньше. Сколько метров шёлка изготовили на фабрике? 2. Решите примеры и сделайте проверку. 2475 + 3016 3917 - 2845 7612 + 1598 5000 – 1642 3. Найдите неизвестное числа. 470 +x = 1900 x - 356 = 474 4. Начертите прямую. Отметьте на ней точку и при помощи чертёжного угольника проведите перпендикуляр. 3 уровень. 1. В классе 45 учащихся. 15 учащихся посещают кружок «Интересная информатика». Сколько учащихся не посещают кружок? 2. Решите примеры. 590 + 409 598 - 301 437 + 561 269 – 200. 3. По клеткам в тетради начертите при помощи линейки перпендикулярные прямые. Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» I уровень 1. Решить задачу: В куске было 25м 80см ткани. Израсходовали сначала 19м 60см ткани, а затем ещё 4м 70см. Сколько метров ткани осталось? 1. Решите примеры: 2т 195кг + 805кг 9кг 820г +1кг 180г 8ц 82кг + 2ц 18кг 5ч 15 мин. - 3ч. 50мин. 3км 740м + 5км 260м 2 км – 1км 500м 16 ц - 9ц 20кг 3ч. – 1ч 25 мин . 1. Начертите с помощью линейки и чертёжного угольника две параллельные прямые на расстоянии 3см друг от друга. II уровень 1. Решить задачу: В куске было 25м 80см ткани. Израсходовали 19м 60см ткани. Сколько метров ткани осталось? Решите примеры: 1. 2т 195кг + 805кг 9кг 820г +1кг 180г 8ц 82кг + 2ц 18кг 5ч 55 мин - 3ч. 50мин 3км 740м + 5км 260м 2 км 650м – 1км 500м 16 ц 56кг - 9ц 20кг 3ч 30мин – 1ч 25 мин Начертите с помощью линейки и чертёжного угольника две параллельные прямые на расстоянии 3см друг от друга. 1. III уровень Решить задачу: 1. Саша в магазине купил 1 кг апельсин и 2 кг конфет. Сколько весит вся покупка? Решите примеры: 1. 90кг + 80кг 40кг +10кг 8ц + 2ц 5ч - 3ч 700м -200м 300г +400г По клеткам в тетради начертите параллельные прямые при помощи линейки. 1. Контрольная работа №5 по теме «Обыкновенные дроби». I уровень. 13 1. В магазин привезли 48кг фруктов. Вишня составляет 3/8 всех фруктов. Сколько всего кг вишни привезли в магазин? 2. Преобразуйте неправильные дроби: 26 /2, /3. Сравните смешанные числа. 1. 33/5…54/ 5 63/8….63/ 5 81/4…83/ 4 45/9…65/9 Выполните действия. 1. 2 /7 + 5 8 /7 – 21/7 37/10 + 91/10 6 5 55/8 + 3/8 6 – 1/5 8 – 2 3/7 1. Начертите треугольник АВС и проведите в нём высоту. II уровень. 13 1. В магазин привезли 48кг фруктов. Вишня составляет /8 всех фруктов. Сколько всего кг вишни привезли в магазин? 2. Преобразуйте неправильные дроби: 3 26 /2, /3. 1. Сравните смешанные числа. 33/5…54/ 5 63/8….63/ 5 81/4…83/ 4 45/9…65/9 1. Выполните действия. 26/7 + 5 85/7 – 21/7 37/10 + 91/10 55/8 + 3/8 1 – 1/5. 1. Начертите треугольник АВС и проведите в нём высоту. 1. В магазин привезли 48кг фруктов. Вишня составляет /8 всех фруктов. Сколько всего кг вишни привезли в магазин? 2. Сравните дроби. III уровень. 1 /5… /5 /8….3/5 3 4 3 /4…3/4 7 /9…5/9 1 1. Выполните действия. /7 + /7 /7 – 1/7 7/10 + 1/10 6 1 5 /8 + 3/8 3/5 – 1/5 37/10 + 91/10 5 Сравните смешанные числа. 33/5…54/ 5 63/8….63/ 5 81/4…83/ 4 45/9…65/9 1. Начертите треугольник АВС. Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление на однозначное число» 1 уровень. 1. Решите задачу. С опытного участка собрали 1230кг картофеля, а капусты в 5 раз меньше. Сколько всего овощей собрали с опытного участка? 2. Решите примеры. 3054 : 2 1409 * 5 378 *20 1275 : 3 2317 * 3 190 *40 7130 : 5 2 * 3484 3. Решите примеры 1960 : 4 +3729 1076 *5 – 2380 4. Запишите элементы бруса и их количество. 2 уровень. 1. Решите задачу. С опытного участка собрали 1230кг картофеля, а капусты в 5 раз меньше. Сколько капусты собрали с опытного участка? 2. Решите примеры. 3054 : 2 1409 * 5 378 *20 1275 : 3 3 * 2317. 3. Решите примеры 1960 : 4 +3729 1076 *5 – 2380 4. Запишите элементы бруса. 3 уровень. 1. Решите задачу. Ученики с опытного участка собрали 30кг картофеля, а капусты в 2 раза больше. Сколько капусты собрали с опытного участка? 2. Решите примеры. 64 : 2 143 * 2 34 *20 273 : 3 3 * 231. 3. Запишите элементы бруса. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по математике. 6 класс. I уровень 1. Решите примеры: 2625 + 4176, 4597 – 3299, 1183 * 7, 3744 : 8, 267 *20, 2480 : 20. 1. Решите задачу: Автомашина проехала за 4 часа 320км. Сколько километров проедет автомашина за 7 часов, если будет двигаться с той же скорость ю?