Министерство просвещения Российской Федерации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза Гончарова Петра Алексеевича» 403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район, р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2 ™ ' Ч : : !'ЬН0 у т. 8-84468-4-79-55, Е-таИ: еггоука 808Ь(! Лгдпан.ги г/ «V ( о\2\« Рассмотрен на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от 11.01.2022г. Руководитель МО Чебанова Т.Р. Согласован Протокол № 4 заседания педагогического совета от 12.01.2022 г. тг __ _ МБОУ 11°о . § / «Ерзовская СШ У т в е д о к д е н <ймдни>1~ероя Ш аг. " |» # М Дирек Учебный план программы предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) Составители: Кравцова И.А., Федерякина Ю.С., учителя начальных классов 2022год. Учебный план · · · · · · · · · · · · · · Учебный план по реализации платных дополнительных образовательных услуг общеразвивающей программы подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника» МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» Авторы-составители программы — Кравцова И.А., Федерякина Ю.С.- учителя начальных классов. Программа рассмотрена на МО учителей начальных классов (Протокол № 5 от 11.01.2022г) и рекомендована для применения , принята педагогическим советом № 4 от 12.01.2022 года, утверждена директором школы МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» Приказ № 10 от 17.01.2022г. Нормативно - правовое обеспечение важная составляющая ООП предшкольного обучения. Реализацию образовательной программы должен обеспечивать целый ряд локальных нормативноправовых документов. Минимальный состав локальных актов следующий: Конституция Российской Федерации. - М.: НПП Гаранд - Сервис. 2021. - С. 43,72 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 26.01.2011г. ФЗ-№273 РФ «Об образовании в Российской федерации». Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" . Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2791-10) от 20.12.2010, №164. Постановление Администрации Городищенского муниципального района от 28.12.2021 года № 1736-п «О реализации дополнительных платных услуг в МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.»» Устав и другие локальные акты МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» Лицензия на осуществление образовательной деятельности в МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» Свидетельство о государственной аккредитации школы Образовательная программа подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника» 2022 г. Договор с родителями (законными представителями) воспитанников Отличительные особенности Подготовка к школе по программе «Преемственность» носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; содержание максимально адаптировано к образовательной программе «Школа России», по которой ведётся обучение в школе. Обучение проводится по 4 курсам: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зеленые тропинки», «Творческая мастерская». Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к образовательным условиям начальной школы и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую. Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования. Основные задачи программы: -обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием; -сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению к школе; -создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, коммуникативных умений; познавательному, эмоциональному и нравственному развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей; -развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников; -осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком. Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ, интерактивные, личностно-ориентированные. Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах, парах. Основные принципы реализации программы: - общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; - развитие творческой деятельности; - развитие личностных компетенций; - поддержка и сохранение здоровья; - формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; - развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; - сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Принципы построения содержания подготовки к обучению: - учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - систематичность и последовательность; - вариантность и вариативность; - доступность и достаточность; - наглядность; - достоверность; - комплексность; - разнообразие игровых и творческих заданий; -многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, художественно-речевая, театрализованная). Учебный план по оказанию платных образовательных услуг МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» на 2021-2022 учебный год Область Название занятия Первые навыки к грамоте Знакомство с миром Математические представления Технология и конструирование Всего «От слова к букве» « Зеленые тропинки» « Математические ступеньки» «Творческая мастерская» Количество занятий в неделю 2 Срок Общее реализации количество часов Январь-май 36 1 Январь- май 18 2 Январь- май 36 1 Январь- май 18 6 108 Режим работы группы При осуществлении образовательной деятельности особое внимание уделяется режиму работы группы. Режим работы группы предшкольного образования следующий: -занятия начинаются с 18 января, заканчиваются 31.05.2022года; -продолжительность занятия 30 минут, 2 раза в неделю по 3 занятия в день, динамические паузы между занятиями 10 минут. Форма занятий: групповая. Количество детей в группах- 25 чел. Возраст детей: 6-7 лет. Расписание занятий Вторник Время Пятница Время 1500-1530 1. От слова к букве. 1. От слова к букве. 1500-1530 Орг.момент (знакомство с детьми) 2. Математические 1540-1610 2. Математические 1540-1610 ступеньки ступеньки 3. Зеленые тропинки 1620-1650 3.Творческая мастерская Место проведения – кабинет 1-3, кабинет 1-4 начальной школы Занятия ведут : Кравцова И.А. , Федерякина Ю.С. 1620-1650 1 курс «От слова к букве» (два занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 36 занятий за год) решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению и письму. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Оно ориентировано на решение следующих задач: на создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовнонравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическую подготовку детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. В течение этого времени проводится обучение первоначальному письму с учётом психофизиологических особенностей детей шестилетнего возраста. В ходе обучения вырабатывается правильная осанка, наклонное расположение тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Проводятся упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев. 2 курс «Математические ступеньки» (два занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 36 занятий за год) направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойств объекта. Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. 3 курс «Зеленые тропинки» (одно занятие в неделю продолжительностью 30 минут, всего 18 занятий за год) направлен на ознакомление с окружающим миром, наблюдения в природе, воспитание бережного отношения к природе. 4 Курс «Творческая мастерская» направлен на развитие творческих способностей и умений у детей, личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, развития и укрепления здоровья личности. Планируемые результаты В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Предметные результаты Ребенок научится: -различать на слух и в произношении все звуки родного языка; -определять место звука в слове и соотносить их с буквами; -знать буквы русского алфавита; -понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог», «предложение »; -различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки, обозначать их на схеме соответствующим цветом; -определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; -писать слова, предложения условными обозначениями; -внимательно слушать литературные произведения; -называть персонажей, -основные события; -отвечать на вопросы учителя по содержанию, -делать элементарные выводы; -пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; -составлять элементарный рассказ по серии картинок; -обсуждать нравственные стороны поступков людей; -участвовать в коллективных разговорах; -использовать принятые нормы вежливого речевого общения; -различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; -считать от 0 до 9 и в обратном направлении; -определять количество предметов в пределах 10, -соотносить количество с цифрами; -ориентироваться в пространстве; -ориентироваться в тетради в клетку, в линейку; -выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; -использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.), -конструировать из разных материалов; Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); давать характеристику гласным и согласным звукам; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат); читать прямые и обратные слоги; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два. Диагностика Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, которое осуществляется по пособию «Готов ли я к школе?» в начале и в конце года. По результатам обследования планируется работа по устранению тех или иных нарушений. Результаты диагностики и обследований заносятся в «Психолого-педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению или дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются рекомендации родителям. Портрет дошкольника На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно -гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.