19.01.2020
СОВЕТЫ УЧАСТНИКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ
В экзаменационную пору
всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно
нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они
положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную
деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное
действие.
Причиной этого является, в первую очередь,
личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного
отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для
подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную
помощь.
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний,
многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую
важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить
средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам
по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда
совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не
ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни
гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по
силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе
школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите
экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться –
расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо
эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и
процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в
решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать
время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много
времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация
ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную
деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки
и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену!
Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много
жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый
чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы
родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных
умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во
времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20
минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна
и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и
обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если
воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту
лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную
память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно
увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит
запоминание надолго.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Именно
Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают
ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но
взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя
в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей
– создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать
ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых
помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о
сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а
только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не
может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника.
Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все
вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы,
которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро
и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что
все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке,
его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны,
ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную
стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно
индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень
активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью
или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии
родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать
свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при
необходимости доработать его), развить умения использовать собственные
интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного
стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения
ОГЭ и заполнения
бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий
также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте
ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для
занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и
полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д.
стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не
толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые
40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как
следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку…
разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…
Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса
«Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый
день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также
собственного родительского опыта.