Задачи: • формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности; • практическая направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов; • возможность практического использования приобретенных обучающимися; • коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля; • подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности. 3. Основные направления проектной деятельности обучающихся: • социальное; • бизнес-проектирование; • исследовательское; • инженерно-конструкторское; • информационное; творческое. 4.Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности): • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; • постеры, презентации; • альбомы, буклеты, брошюры, книги; • печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки; • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; • документальные фильмы, мультфильмы; • выставки, игры, тематические вечера, концерты; • сценарии мероприятий; • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. 5. Требования к содержанию, оформлению проекта Индивидуальный проект должен содержать: - титульный лист; - оглавление; - введение; - основную часть; - заключение; - список литературы (библиографический список); - приложения. Титульный лист должен содержать: - название работы, ее вид; - сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс); - сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место работы); - указание места расположения ОУ и года выполнения работы В оглавление должны быть включены: - введение; - названия глав и параграфов; - заключение; - список используемых источников; - приложения и соответствующие номера страниц. Введение должно включать в себя - формулировку поставленной проблемы; - обоснование актуальности темы; - определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы; - краткий обзор используемой литературы и источников; - степень изученности данного вопроса; - описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: - описание основных рассматриваемых фактов; - сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; - описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования. Список используемой литературы включает информацию: - фамилия, инициалы автора; - название издания; - выходные данные издательства; - год издания; - № выпуска (если издание периодическое); - количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности: - законы, постановления правительства; - официальные справочники; - художественные произведения; - специальная литература; - периодические издания; - Интернет-источники. Требования к оформлению. - работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе MicrosoftWord с соблюдением следующих требований: - работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; - размер шрифта 14 (Times New Roman); - интервал – полуторный; - нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами; - страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются; - каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см; - в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что единственная иллюстрация и таблица не нумеруются; - в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « - » либо писать «нет», «нет данных». - текст работы от 10 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа) Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий На защите проекта обучающийся представляет свой проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. С регламентом проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметрами и критериями оценки проектной деятельности обучающимся знакомятся заранее. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: • оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом учитывается целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенность с сохранением исходного замысла проекта; • для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители администрации образовательной организации, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; • оценивание производится на основе критериальной модели; • результаты оценивания доводятся до сведения обучающихся. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Процедура защиты включает в себя • выступлении обучающегося (5-7 мин.) • ответы на вопросы комиссии (до 3 мин.) 7. Этапы и примерные сроки работы над проектом: Этап работы Определение предметной сферы, темы проекта. Выбор научного руководителя Постановка цели и задач проекта. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы. Выбор метода исследования. Написание введения. Работа с источником информации. Чтение научной литературы. Сбор информации. Описание теоретической части проекта. Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов. Аналитическая часть работы. Описание опытно-экспериментальной части. Формулировка выводов проекта. Написание заключения. Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Написание оглавления. Оформление оглавления. Сдача работы научному руководителю на проверку. Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений.Окончательное оформление работы. Подготовка к защите проекта. Написание текста выступления, создание презентации. Работа с научным руководителем над корректировкой текста Срок выполнения Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь Февраль-март Апрель Май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль выступления по защите проекта Защита проекта Март 8.Критерии оценивания индивидуального проекта 8.1. Карта оценивания индивидуального проекта Сформированность видов деятельности коммуникативной деятельности познавательной деятельности регулятивной деятельности изложить и оформить собранный материал представить результаты работы аргументированно ответить на вопросы самостоятельно приобретать знания ставить проблему и выбирать способы ее решения осуществлять поиск и обработку информации обосновывать и реализовывать принятое решение формулировать выводы планировать деятельность Уровень, баллов кол-во использовать ресурсные возможности для достижения цели осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудной ситуации Способность к инновационной деятельности аналитической деятельности творческой деятельности интеллектуальной деятельности Способность постановки цели и формулирования гипотезы планирования работы отбора и интерпретации информации структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных презентации результатов 8.2.Уровни сформированности навыков проектной деятельности Критерий Коммуникативная деятельность. Познавательная деятельность. Регулятивная деятельность. Базовый (1 балл) Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Работа в целом свидетельствует о способности с помощью руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.Работа доведена до конца и представлена комиссии. Повышенный (2-3 балла) Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. к Данные виды деятельности Данные виды деятельности осуществляются с помощью осуществляются руководителя. обучающимся самостоятельно. Способность инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Способность Данные виды деятельности постановки цели и осуществляются с помощью формулирования руководителя. гипотезы, планирования Данные виды деятельности осуществляются обучающимся самостоятельно. работы, отбора и интерпретации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. 8.3. Составляющие оценки индивидуального проекта: • Процесс работы над проектом (сформированность познавательных, регулятивных УУД, способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы над проекетом) • Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД). 8.4. Перевод первичных баллов в отметку: Базовый уровень Повышенный уровень отметка «удовлетворительно» отметка «хорошо» 20 первичных баллов отметка «отлично» 60 первичных баллов 40 первичных баллов