Народы России дорога дружбы 3 класс

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
(протокол от 26 октября 2020 № 4/20)

Примерная рабочая программа
учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования

Содержание
Пояснительная записка …………………………………………….……………. .3
Общая характеристика учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» ……. 4
Место учебного модуля в учебном плане………………………………………….…..9
Ценностные ориентиры содержания учебного модуля ...............................................10
Планируемые предметные результаты освоения учебного модуля….…13
Содержание учебного модуля ……………………………………………………16
Тематическое планирование учебного курса………….........…………..….36
Система условий реализации примерной рабочей программы.…....…….51

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
составлена на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — Стандарта) 1 к результатам освоения и
к структуре основной образовательной программы начального общего образования с
учётом Примерной основной образовательной программы начального общего
образования 2 и Примерной программы воспитания на уровне начального общего
образования 3.
Нормативно-правовую основу Примерной рабочей программы модуля «Народы
России: дорога дружбы» составляют следующие документы:
•
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020 г.);
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Указы Президента Российской Федерации:
— от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
— от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
•
Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и
представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в рамках национального проекта «Образование»;
•
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.
№ 1493 «О
Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 гг.»;
•
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12
мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
января 2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях по совершенствованию
преподавания комплексного курса ОРКСЭ и ОДНКНР».
Общая характеристика учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы»
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» дополняет и углубляет раздел
социально-гуманитарной направленности «Человек и общество» предметной области
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Базовой идеей модуля «Народы
России: дорога дружбы» является идея сохранения и приумножения духовного и
культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе
В ред. Приказов Минобрнауки России от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. №
1643, от 18.05.2015 г. № 507.
2
В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.
3
Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20).
1

единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского
патриотизма. Методологической основой концепции модуля является этнология (от
древнегреч. έθνος — народ, племя) — наука о происхождении, расселении и
функционировании народов-этносов, в предмете изучения которой значительное место
уделяется этнической культуре и механизмам взаимодействия этносов.
Спецификой учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» является
направленность его содержания на формирование у выпускников начальной школы
базового уровня этнологической грамотности, которая поможет им осознавать роль
культурного многообразия человечества, бережно относиться к традициям своего и
других этносов, уважать опыт прошлых поколений и современного им старшего
поколения.
Актуальность предлагаемого учебного модуля определяется его вкладом в
формирование практических навыков этнокультурного общения, что позволит дополнить
коммуникативную и социокультурную компетенции младших школьников важными для
современной языковой и межэтнической ситуации этнокультурными компетенциями,
востребованными в сфере межнационального общения.
Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» в полной мере
раскрывает воспитательные возможности содержания учебного предмета «Окружающий
мир», поскольку позволяет учителю демонстрировать обучающимся примеры проявления
человеколюбия и добросердечности, любви к большой Родине (России) и малой родине,
создаёт условия для усвоения знаний основных норм, духовных и культурных традиций
многонационального народа Российской Федерации, способствует формированию
позитивного отношения к базовым ценностям российского общества.
Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» способствует
достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, отражающих формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю
России. В соответствии с базовой идеей учебного модуля понимание обучающимися идеи
единства российского народа не противоречит осознанию ими своей этнической и
национальной принадлежности. Так, в результате освоения содержания раздела «Золотая
книга российского народа» (в 4 классе) должно сформироваться представление о том, что
общего у россиян больше, чем различий, и что объединяет их совместное историческое
прошлое и участие в современной общественной, экономической и культурной жизни
России.
Перечисленные выше метапредметные и личностные результаты освоения
содержания учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» коррелируют с
культурными ценностями различных этнических групп обучающихся, духовными
ценностями
отечественной
культуры,
нравственно-этическими
ценностями
многонационального народа России, социальными компетенциями и моделями поведения
младших школьников, которые должны быть сформированы в результате реализации
программы духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности. Это расширяет возможности использования
учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» для практической реализации целей и
задач воспитания, например в рамках инвариантных модулей Программы воспитания
«Школьный урок» или «Курсы внеурочной деятельности»4.
С учётом специфики учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» его
целями при получении начального общего образования в свете требований Стандарта
являются
становление основ позитивной гражданской, этнической и глобальной
идентичности на основе представления образа России как единого государства,
целостность которого обеспечивается тесной взаимосвязью народов, проживающих на его
4

Примерная программа воспитания.

территории и составляющих нацию наций, а также духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими основных норм,
нравственных установок, национально-культурных традиций многонационального народа
Российской Федерации, базовых ценностей российского общества.
Достижение поставленных целей конкретизируется решением следующих задач:
• прививать детям любовь к большой Родине (России) и малой родине (месту, где
человек родился или, откуда идут корни), к планете Земля в целом, включая бережное
отношение к природе и человеку;
• воспитывать интерес и уважение ребёнка к родной для него этнической культуре и
к культурам других народов России (мира); способствовать их восприятию как единства в
многообразии;
• формировать межкультурные компетенции, понимание, что культура любого
этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает в себя традиции
и новации;
• способствовать воспитанию чувства сопричастности к происходящим в стране
событиям, к совместному историческому прошлому и к современной жизни
многонационального народа России;
• формировать систему знаний о мире и способах деятельности в нём, желание
вносить личный вклад в сохранение и приумножение культурного наследия своего
многонационального государства, своего этноса, мира в целом;
• развивать познавательную активность и критическое мышление учащихся;
• создать условия для раскрытия творческого потенциала младших школьников;
• освоить доступные способы изучения общества (с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Примерная рабочая программа учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
учитывает требование Стандарта по использованию в обучении технологий
деятельностного типа: предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной и проектной работы; включение в процессы познания внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района, города, региона); формирование
образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» включает
информацию о правилах традиционных спортивных игр, о технологии создания
традиционных жилищ, костюмов, сувениров, о традиционной музыке и пении российских
этносов, поэтому ряд тем предполагает интеграцию с учебными предметами базового
цикла — изобразительным искусством, технологией, физкультурой, музыкой,
литературным чтением. С учебными курсами «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе
учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» объединяют такие общие цели
образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся. Система планируемых личностных и
метапредметных результатов всех этих курсов социально-гуманитарной направленности
выявляет общность познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных
действий, имеющих междисциплинарный характер и отражённых в программе
«Формирование универсальных учебных действий».
Место учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
в учебном плане
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» может быть включён в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений для
удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии со
Стандартом часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает: учебные занятия для углублённого изучения отдельных обязательных

учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные.
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» рассчитан на общую учебную
нагрузку в объёме 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и в 4 классах.
В 1 классе при отсутствии в учебном плане части, формируемой участниками
образовательных отношений, темы учебного модуля
могут включаться как
дополнительный материал в интегрированные уроки по учебным предметам базового
цикла (изобразительное искусство, технология, физкультура, литературное чтение, родной
язык и литературное чтение на родном языке), использоваться как основа для проведения
внеклассных мероприятий, для организации внеурочной деятельности, например работы
кружка «Народы России: дорога дружбы».
По решению образовательной организации учебный модуль «Народы России:
дорога дружбы» может быть также использован для реализации духовно-нравственного
направления внеурочной деятельности. Стандарт определяет внеурочную деятельность
как неотъемлемую часть образовательной деятельности. Помимо учебного плана, может
составляться план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. Величина
недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведённых на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Организация,
реализующая курс для 1 класса во внеурочное время, может увеличить его до 34 часов при
проведении итогового занятия в форме праздника.
Ценностные ориентиры содержания учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО) направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их
гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, сохранения и
развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа
Российской
Федерации,
овладения
духовными
ценностями
и
культурой
многонационального народа России 5.
Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» решает задачи образования в
области патриотического и гражданского воспитания, поскольку современный
национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью образования, патриотического и гражданского воспитания
является формирование у детей и молодёжи общероссийского гражданского
самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю
нашей страны, культуры межнационального общения, основанной на толерантности,
уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных
ценностей народов России.
Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной
сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от
5

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни.
Базовые понятия в обозначенной области выведены в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Многообразие
культур и народов трактуется в ней как «культурное многообразие, существующее в
стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех
культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на
основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской
Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное
многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и
гражданского согласия…»
Также в Концепции подчёркивается: «Общеобразовательные учреждения должны
воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых
россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом
образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с
семьями учащихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные
традиции».
В Концепции российская нация характеризуется как «государственнотерриториальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих
политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего
самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской
Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию,
включающую этнические общности…» Залогом мира и согласия является «признание и
поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального
народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от
национальности, а также политика интеграции. Межэтнический мир включает политику
толерантности, то есть признания и уважения культурных и других различий среди
граждан страны и проживающих в ней граждан других стран».
Интеграция, а именно сохранение народами своей культурной идентичности при
объединении их в единое сообщество на равно значимом для них основании —
единственно правильный тип построения межэтнических отношений в современном
демократическом обществе.
Наличие общих целей в многоэтничном государстве, построенном на принципах
интеграции, крайне важно. Одной из объединяющих идей для россиян может стать
осознание ими природного, этнокультурного, конфессионального разнообразия своей
страны как предмета общей гордости, который надо знать, беречь и приумножать.
Успешность процесса воспитания культуры межнационального общения напрямую
зависит от этнологической и этнопсихологической компетентности педагогов,
реализующих его.
Планируемые предметные результаты освоения учебного модуля «Народы России:
дорога дружбы»
Планируемые предметные результаты освоения содержания учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы» в соответствии с требованиями Стандарта приводятся
в двух блоках: (1) «Выпускник научится»; (2) «Выпускник получит возможность
научиться». Это позволяет различать систему базовых знаний и учебных действий,
которые принципиально необходимы для успешного обучения в начальной школе (1), и
систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и
углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего
изучения учебного модуля (2).
В результате изучения учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»
выпускники заложат фундамент своей
культурологической и этнологической
грамотности, осознают, что исторические события, достижения науки, литературы,

искусства, спорта объединяют народы РФ и служат духовными скрепами
многонационального российского народа; обретут чувство гордости за свою страну,
чувство единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной
принадлежности, политических или религиозных убеждений.
Выпускник научится:
‒ узнавать государственную символику Российской Федерации и регионов
Российской Федерации, в том числе своего региона; перечислять достопримечательности
столицы, родного края, регионов Российской Федерации;
‒ понимать роль русского языка как государственного языка Российской Федерации,
уважительно относиться к языку своего народа и других народов России;
‒ находить на карте России географические объекты, в частности: полуострова
(Чукотка, Камчатка, Ямал, Крым); острова (Сахалин); горы (Алтай, Уральские горы,
Кавказ); реки (Амур, Волга, Нева); озёра (Байкал); океаны (Северный Ледовитый); моря
(Чёрное, Каспийское, Балтийское) и т. д.;
‒ рассказывать о природном разнообразии и городах России (Анадырь,
Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Якутск, Архангельск, Грозный, Нальчик,
Севастополь, Бахчисарай, Казань, Уфа, города Золотого кольца России, Петрозаводск,
Калининград);
‒ указывать ведущие признаки этноса: название (этноним), язык, внешний вид
(антропологический тип);
‒ рассказывать о традиционных праздниках народов России, различать их
символику;
‒ называть исторические события, достижения спорта, объединяющие народы РФ;
имена героев мирного и военного времени разных национальностей (в пределах
содержания модуля);
‒ ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
‒ на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов; отличать литературные произведения, фольклор народов РФ от
документальных рассказов о реальных событиях;
‒ осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами, представителями разных этносов;
‒ используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков и разных народов Российской
Федерации;
‒ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать понятия «многонациональный народ России», «большая Родина»
(государство), «малая родина» (регион, город, село), «культура»;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей, представителей других народов и сопереживания им;
‒ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке вне зависимости от национальной принадлежности или религиозных
убеждений;

‒ определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
‒ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
‒ проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке вне зависимости от национальной принадлежности или
религиозных убеждений; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
‒ формировать межкультурные компетенции, понимать, что культура любого
этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает в себя
традиции и новации;
‒ проявлять уважение и готовность выполнять правила общения на основе
понимания ценности нравственных чувств и нравственного поведения по отношению к
людям разных национальностей.
.
Содержание учебного модуля
«Народы России: дорога дружбы»
Содержание учебного модуля распределено на 4 раздела по годам обучения:
«Праздник дружбы», «Друзья приглашают в гости»; «Ярмарка мастеров России»,
«Золотая книга российского народа». Тематика и объём материала разделов постепенно
усложняются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1‒ 4 классов.
Разделы делятся на темы, принципы выделения которых определяются содержанием
учебного материала и меняются от класса к классу.
Раздел «Праздник дружбы» делится на темы с учётом классификации российских
этносов по историко-этнографическим областям, которыми в этнологии (антропологии)
называют территории с определёнными природно-климатическими условиями, где
длительное время соседствуют разные по происхождению народы, приобретшие в
результате взаимного влияния сходные комплексы культуры.
В разделе «Друзья приглашают в гости» выделяются две большие темы, которые, в
свою очередь, подразделяются на подтемы. В теме «Праздники народов России»
географический принцип структурирования уступает место сезонному, основанному на
выделении традиционных праздников народов России, отмечаемых в разные времена года
и связанных с религиозными представлениями и сезонной хозяйственной деятельностью
людей. Вторая тема посвящена фольклору народов России и включает сказки, притчи,
легенды, раскрывающие ценностные представления и культурные традиции народов РФ.
Структура раздела «Ярмарка мастеров России», который знакомит обучающихся с
материальной культурой народов России, определяется делением на темы, посвящённые
традиционным жилищам, ремёслам и промыслам, игрушкам народов РФ.
Завершающий учебный модуль раздел «Золотая книга российского народа»
подразделяется на темы, раскрывающие разные стороны единства народов РФ,
образующих многонациональный российский народ: общая история российского народа с
его трудовыми и ратными подвигами; общие достижения в культуре, науке и спорте;
общие надежды и планы на будущее.
Третий год обучения
Раздел 3. Ярмарка мастеров России (34 ч)
Тема 1. Введение. Общее знакомство с материальной культурой народов России:
народные промыслы и ремёсла, национальные костюмы, игрушки. Уважительное
отношение к традициям и культуре своего народа и других народов России.

Тема 2. Зайдём в каждый дом
Русская изба. Что такое сруб, конёк, наличники, ставни. Красный угол — самое
почитаемое место в доме. Мебель в русской избе. Большие русские семьи. Зачем была
нужна русская печь. Пословицы и поговорки про русскую избу. Русская баня.
Татарский дом. Деревянные украшения. Убранство дома: лавки, сундуки, ковры.
Мужская и женская половины дома. Приготовление пищи, национальные блюда.
Национальное рукоделие: вышивка на полотенцах.
Чум. Переносное жилище кочевых народов Сибири, Дальнего Востока и Севера
России. Из чего делают чум. Устойчивость к морозам и ветру. Очаг. Как в чуме встречают
гостей. Что в чуме используется вместо мебели.
Яранга. Жилище народов Севера. Чем отличается чум от яранги. Устройство
яранги. Как в яранге хранят и готовят продукты. Приём гостей.
Юрта. Жилище степных народов. Из чего делают юрту, переносные и
непереносные юрты. Внутреннее строение юрты. Зачем наверху отверстие? Вход в юрту
— уникальный полог-ковёр. Правила поведения гостей.
Кавказская сакля. Поселение народов Северного Кавказа. Горное селение — аул.
Из чего горцы строили сакли. Для чего используется крыша сакли. Вход, окна, очаг.
Кладовая, предметы быта. Почему дома в ауле обращены на юг. Место поселений: возле
пастбищ и водных источников. Обычаи гостеприимства.
Казачий курень. Поселения на берегах Дона, на Кубани и в Ставрополье. История
появления казаков. Казачья станица. Происхождение слова «курень». Обстановка в доме.
Казачье оружие. Казачьи обычаи.
Мазанка. Дома народов юга России. Другое название мазанки: хата. Как строили
мазанку. Убранство внутри хаты: половики, рушники, скатерти. Как готовили угощение.
Приём гостей.
Обобщение по теме «Зайдём в каждый дом».
Тема 3. Народные ремёсла
Гончарное ремесло. Возникновение ремесла. Появление гончарного круга. Что
изготовляют гончары. Роспись изделий. Искусство керамики у разных народов. Мастера
Гжели. Особая роспись изделий Гжели.
Деревянные ремёсла. Что делают из дерева: мебель и орудия труда, кухонная
утварь и музыкальные инструменты, игрушки и украшения. Деревянное кружево в
украшении домов. Деревянная мебель в домах. Прялки. Деревянная кухонная утварь:
ложки, ковши, чаши, блюда, солонки, печные лопаты. Хохлома. Как создаётся хохломская
роспись. Берестяное ремесло. Изделия из берёсты в домах народов Севера России, Сибири,
Дальнего Востока. Берестяные туеса и корзинки в комяцкой избе. Детские игрушки из
берёсты: погремушка-шаркунок, плетёная лошадка. Русская лаковая миниатюра. Изделия
из продуктов переработки дерева — из слоёв бумаги или картона, пропитанных клеем.
Техника папье-маше. Возникновение искусства лаковой миниатюры в подмосковном
Федоскино в XVIII веке. Палехские шкатулки. Особенности палехской миниатюры. Где
живут мастера лаковой миниатюры.
Красота, застывшая в металле. Изделия кузнецов: кольчуги, мечи и наконечники
стрел, серпы, вилы, топоры, подковы, украшения. Тульские умельцы. Повесть Н. Лескова
«Левша». Что изготовляли тульские мастера: оружие, самовары. Роспись металлических
подносов: Жостово. Традиционный рисунок жостовской росписи — букет ярких, пышных
роз. Оружие, которое делали в кавказском ауле Кубачи. Легенды о мастерстве кубачинцев.
Изготовление ювелирных украшений и серебряной посуды: металлическое кружево.
Якутский музыкальный инструмент — хомус: уникальное звучание.
Резьба по кости. История использования кости человеком с древнейших времён.
Мастера из северного селения Холмогоры. Изделия из клыков и бивней животных.
Декоративные скульптуры. Умение чукчей и эскимосов создавать изделия из моржовых
клыков и зубов кашалота. Традиции косторезного ремесла. Сказка, рассказанная на

моржовом клыке.
Ковроткачество. Ковер-самолёт из сказки. Ковры есть в любом жилище. История
возникновения искусства ковроткачества. Ковроткачество на Северном Кавказе, в
Дагестане. Ценность ковра. Сложный рисунок и орнамент на ковре ручной работы. Как
ковры проверяли на прочность.
Женское рукоделие. Кружевоплетение и центры этого ремесла: город Елец в
Липецкой области, Михайлов в Рязанской области, Вятка в Кировской области, Галич в
Костромской области и Вологда и Вологодская область. «Нетающий иней» вологодского
кружева. Кружевница за работой на картине В. А. Тропинина. Павловопосадские платки и
их необыкновенный рисунок. Пуховые платки из Оренбурга. Вышивка шёлком в
Кайтагском районе Дагестана. Искусство вышивки золотыми и серебряными нитями,
которым владеют татарские женщины. Техника золотого шитья в городе Торжке Тверской
области. Вышивки чувашских мастериц. Вышивка бисером на меховой одежде у эвенков.
Тема 4. Народный костюм — красота из глубины веков
Женский русский костюм: из чего состоит, чем украшен. Части костюма: рубаха,
сарафан, юбка, фартук, кокошник, кичка. Особенности костюма каждой российской
губернии. Мужской костюм: рубаха, штаны, пояс. Что такое косоворотка. Зипуны и
душегреи. Как отличалась одежда знатных людей. Обувь: лапти, сапоги, валенки.
Татарский костюм. Основа костюма: рубаха и штаны. Происхождение слова
«штаны». Кулмэк и камзол, дублёнки, шубы. Головные уборы: домашние и выходные.
Тюбетейка. Женский головной убор: калфак. Богатые украшения, нагрудник, перевязь.
Татарская обувь: ичиги. Почему у татарских сапог завёрнуты вверх носы?
Удмуртский костюм. Удмуртский костюм — символ трудолюбия и аккуратности.
Использование растительных красителей. Вышивка на удмуртском костюме. Украшения
из монет. Одежда для холодной зимы: шерстяные кафтаны, шубы из овчины, валенки.
Общие черты в костюмах народов Поволжья. Необычный головной убор: айшон у
удмуртов; шурка у марийцев; панго у мордовцев. Пояс в удмуртском костюме. Традиции
народа в ношении национального костюма.
Калмыцкий костюм. Легенда о появлении национального калмыцкого костюма.
Мужской костюм: рубаха, штаны, бешмет, шуба и валенки. Картуз. Женский костюм:
длинное платье и безрукавка с яркими узорами. Какие причёски носили замужние
женщины. Традиции ношения головных уборов у калмыков.
Костюмы народов Северного Кавказа. Общие черты национальной одежды. Из
чего создавалась традиционная одежда народов Кавказа. Как это связано с их
традиционными занятиями. Дорогие материалы для праздничной одежды. Одежда
защищала от неблагоприятных погодных условий. Чем отличалась одежда знатных и
бедных людей. Бешмет. Бурка и её назначение. Одежда народов Кавказа приспособлена
для жизни в горах. Папаха не просто предмет одежды, а символ чести мужчины.
Праздничный мужской костюм — кафтан-черкеска. Как одежда горца связана с оружием.
Кинжал — неотъемлемая часть национального костюма. Праздничная женская одежда.
Костюм невесты. Значение платка для кавказских женщин. Традиции национального
костюма на Кавказе в современной жизни.
Бурятский костюм. Байкал — колыбель бурятского народа. Традиционные занятия
бурят, их связь с народным костюмом. Из чего шили одежду буряты, у каких народов они
покупали ткани. Главный предмет одежды — халат. Его использование в повседневной
жизни. Особое значение пуговиц в бурятском костюме. Огниво — часть мужского костюма.
Родовые ножи. Головные уборы. Обувь (унты). Женские украшения. Традиции и обычаи
бурят.
Одежда северных оленеводов и охотников. Какой должна быть одежда людей,
живущих в тундре. Многослойность — условие сохранения тепла. Кухлянка — меховая
куртка, сшитая из шкуры оленя или нерпы. Зачем надевать сразу две кухлянки? Вся
одежда сшита из меха. Разные названия меховых сапог. Украшение одежды: аппликации из

меха и национальная вышивка. Традиционная одежда ненцев, хантов, манси, коми и
других народов — малица. Что народы Севера носят летом.
Одежда народов Приамурья. Основное занятие жителей Амура — рыболовство.
Секреты обработки рыбьей кожи. Что можно сшить из этого материала. Нитки из волокон
крапивы. Как достичь разных цветов в одежде из рыбьих шкур. Украшения аппликацией.
Меховая одежда. Как обращаться с вещами из рыбьей кожи. Берестяные туеса для
хранения одежды. Сохранение древних промыслов.
Тема 5. Такие разные игрушки
Погремушка. Первая игрушка всех детей. Археологические находки. Из чего
делали русские погремушки в старину. Погремушки народов ханты и манси. Чем
наполняли погремушки народы Кавказа. Происхождение названия этой игрушки.
Кукла. Любимая игрушка девочек. Из чего делали кукол. Куклы у коми-пермяков
из травы, соломы и небольших поленьев. Плетённые из рогозы алтайские куклы. Русские
куклы из кусочков ткани. Игра в дочки-матери. Как рисовали лицо осетинской кукле.
Акань и нухуко — куклы из меха у народов Севера. Традиционная татарская кукла из
шерстяных ниток. Изготовление кукол у лезгин. Куклы из дерева и глины у народов
Дагестана.
Глиняные игрушки. История дымковской игрушки. Особенные свистульки.
Барыня и молодец, русская красавица с коромыслом — традиционные дымковские
персонажи. Изготовление игрушек из особой глины в деревне Филимоново Тульской
области. Каргопольская игрушка полуконь-получеловек Полкан (Архангельская область).
Деревянные игрушки. Потешка. Значение слова «потеха». Знаменитая матрёшка.
История этой игрушки. Разнообразные матрёшки. Резные богородские фигурки.
Подвижные игрушки. Кубарь — любимая игра русских детей. Какие разные волчки
делают народы России. Лошадка-скакалка — излюбленная игра мальчишек. Игрушкиголоволомки народа ханты.
Игрушки, которые учат профессии. Копии взрослых орудий труда. В чём их
назначение? Игрушечные прялки. Игрушки будущих оленеводов, охотников и рыболовов.
Как игрушки готовили детей к взрослой жизни. Тренировка нужных качеств в игре.
Тематическое планирование учебного курса
«Народы России: дорога дружбы»
3 класс
Всего
В том числе
Повторение и обобщение
Итоговый контроль

34 ч
4
2

В начале учебного года проводится вводное занятие. Изучение каждой темы
завершается промежуточным контролем достижения планируемых результатов.
Промежуточный контроль на обобщающих занятиях может проходить в форме выставки
рисунков, плакатов, макетов.
На итоговый контроль рекомендуется вынести защиту проектов, как групповых,
так и индивидуальных. В этом случае ребята в течение года выбирают понравившуюся
тему: вид народного промысла, национальный костюм, игрушку или жилище. Проекты
могут быть различных видов: информационные, исследовательские, социальные,
творческие, практические. В соответствии с видом проекта разными будут и проектные
продукты: буклет для выставки, видеоролик, слайд-шоу, макет избы, изделие народного
промысла, игрушка, результаты соцопроса, проведённого среди родителей, сверстников,
учителей, брошюра, плакат.
Тематическое планирование предполагает использование разнообразных форм

организации учебных занятий и видов учебной деятельности.
Введение: беседа, создание плаката-аппликации, виртуальное путешествие,
выставка.
Зайдём в каждый дом: беседа, работа с текстом, составление устного рассказа,
диалог-игра по иллюстрации, игра в загадки и пословицы, создание рисунков, виртуальное
путешествие, выступление с подготовленным сообщением, викторина, создание плаката,
изготовление макета.
Народные ремёсла: беседа, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление
устного рассказа; составление афиши, создание плаката, организация выставки, игра
«Экскурсоводы», создание рисунков, работа с текстом, игра с пословицами, составление
рассказа по иллюстрациям, подготовка небольшого сообщения.
Народный костюм — красота из глубины веков: беседа, игра, игра с
пословицами, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением,
составление плана рассказа, работа с иллюстрациями, интервьюирование старших членов
семьи, виртуальные путешествия, создание макетов, изготовление аппликаций, плакатов,
подготовка выставки, подготовка и защита проектов, составление кроссворда.
Такие разные игрушки: мастер-классы, беседа, игра, виртуальное путешествие,
составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление
плана рассказа, создание рисунков, работа с текстом, подготовка выставки, изготовление
макетов, подготовка и защита проектов.
Итоговое занятие: подготовка и защита проектов, викторина, экскурсия по
выставке.
№ п/п
1

Разделы и темы курса
Введение

Количество часов
1

Зайдём в каждый дом (9 ч)
2

Русская изба

1

3

Татарский дом

1

4

Чум

1

5

Яранга

1

6

Юрта

1

7

Кавказская сакля

1

8

Казачий курень

1

9

Мазанка

1

10

Повторение и обобщение по теме: «Народные жилища»

1

Народные ремёсла (7 ч)
11

Гончарное ремесло

1

12

Деревянные ремёсла

1

13

Красота, застывшая в металле

1

14

Резьба по кости

1

15

Ковроткачество

1

16

Женское рукоделие

1

17

Повторение и обобщение по теме: «Народные ремёсла»

1

Народный костюм — красота из глубины веков (9 ч)
18

Русский костюм

1

19

Татарский костюм

1

20

Удмуртский костюм

1

21

Калмыцкий костюм

1

22

Костюмы народов Северного Кавказа

1

23

Бурятский костюм

1

24

Одежда северных оленеводов и охотников

1

25

Одежда народов Приамурья

1

26

Повторение и обобщение по теме: «Народный костюм»

1

Такие разные игрушки (6 ч)
27

Погремушка

1

28

Кукла

1

29

Глиняные игрушки

1

30

Деревянные игрушки

1

31

Игрушки, которые учат профессии

1

32

Повторение и обобщение по теме:
«Народные игрушки»

1

33–34 Итоговое занятие

2
Итого

34

Система условий реализации примерной рабочей программы
Для реализации программы учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» в
начальной школе необходимо оптимальное оснащение учебного процесса, использование
разнообразных средств, обогащающих занятия и позволяющих организовать различные
формы внеурочной деятельности по изучаемому предмету.
Обязательным условием проведения современного урока является также
систематическое и планомерное использование разнообразных мультимедийных,
компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, которые расширяют
представления обучающихся о родной стране, способствуют развитию интереса к
культуре, традициям и языку народов РФ и являются мощным мотивационным средством
изучения курса.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательной
деятельности должно обеспечивать возможность: создания и использования информации
(в том числе запись и обработку изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и
графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации
различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений.
Материально-техническое обеспечение
1. Стенды для постоянных и временных экспозиций.

2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации; компьютер;
мультимедиа-проектор; интерактивная доска; магнитная доска; коллекция медиаресурсов;
выход в Интернет.
3. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы, плакаты, карты, в
том числе настенная карта России, портреты).
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Указы Президента Российской Федерации:
— от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
— от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666».
4. Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и
представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
5. Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 о
«Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016—2020 гг.».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от
31 декабря 2015 г. № 1576).
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011
г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования».
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 января
2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях по совершенствованию преподавания
комплексного курса ОРКСЭ и ОДНКНР».
Учебно-методическое обеспечение
1. Культура мира и согласия: природа, общество, человек. Наш дом — планета
Земля: Учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы (1—2 части). М.: Этносфера:
Московские учебники, 2007.
2. Найденова Е. А. Что означает слово «народ»? [Стихотворение-игра]. М.:
Этносфера, 2015.
3. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Приглашаем на праздник
дружбы. 1 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Найденова, О. Н.
Журавлева; под ред. В. А. Тишкова. М.: Просвещение, 2020.
4. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Друзья приглашают в гости. 2
класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / М. Ю. Мартынова, О. Н. Журавлева; под
ред. В. А. Тишкова. М.: Просвещение, 2020.
5. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Ярмарка мастеров России. 3
класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / М. Ю. Мартынова, О. Н. Журавлёва; под
ред. В. А. Тишкова. М.: Просвещение, 2020.

6. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. Золотая книга российского
народа. 4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Власенко, С. Н. Рудник, О.
Н. Журавлёва; под ред. В. А. Тишкова. М.: Просвещение, 2020.
7. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 1 класс: Методическое
пособие с примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А.
Борисова. М.: Просвещение, 2020.
8. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 2 класс: Методическое
пособие с примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А.
Борисова. М.: Просвещение, 2020.
9. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 3 класс: Методическое
пособие с примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А.
Борисова. М.: Просвещение, 2020.
10. Окружающий мир. Народы России: дорога дружбы. 4 класс: Методическое
пособие с примером рабочей программы к учебнику под ред. В. А. Тишкова / О. А.
Борисова. М.: Просвещение, 2020.
11. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации
самостоятельных работ обучающихся, проведения самостоятельных работ.
Информационные ресурсы
1. Мы живём в России. Видеоэнциклопедия нашей страны. Страна производства —
Россия. 2004–2007 г. / Гора самоцветов (Mountain of Gems). Московская анимационная
студия «Пилот».
2. Шушарина Н. П. Играем в традиционные игры народов Севера [Текст] программа
дополнительного образования детей. ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север»,
2011. URL: http://cdod5.ru/images/DOPOLNITELNOE_MENU/BIBLIOTEKA/18.pdf (дата
обращения: 10.09.2020).
3. Игры детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока / авт.-сост. Л. Г.
Кочеткова. URL: https://infourok.ru/podvizhnie-igri-narodov-dalnego-vostoka-v-pomoschvospitatelyu-1663013.html (дата обращения: 10.09.2020).
4. Праздник народных игр «Эл-Ойын». Игры детей Алтая. URL: http://dedaltai.ru/history/prazdnik_narodnykh_igr_el-ojjyn (дата обращения: 10.09.2020).
5. Татарские сказки и произведения татарских писателей в мультимедийной звуковой
иллюстрированной форме / Бала.рф. Детская мультимедийная библиотека [Электронный
ресурс]. URL: http://balarf.ru/ (дата обращения: 10.09.2020).
6. Татармультфильм [Электронный ресурс]. URL: http://tatarcartoon.ru (дата
обращения: 10.09.2020).
7.
Башкирские
народные
игры.
URL: https://nekrasov.izh-cbs.ru/sites/default/files/tradition-pdf/bash_narodnie_igri.pdf
(дата
обращения: 10.09.2020).
8. Игры народов Северного Кавказа / авт.-сост. С. В. Дьяченко.
URL: https://infourok.ru/igri-narodov-severnogo-kavkaza-2214481.html (дата обращения:
10.09.2020).
9. Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» [Электронный
ресурс]. 2020. URL: https://ludorvay.ru (дата обращения: 16.03.2020).
10.
Государственный
Владимиро-Суздальский
историко-архитектурный
и
художественный музей-заповедник [Электронный ресурс]. URL: https://vladmuseum.ru/ru/
(дата обращения: 16.03.2020).
11. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Казанский Кремль» [Электронный ресурс]. 2007–2020. URL: https://kazan-kremlin.ru (дата
обращения: 15.03.2020).
12. Журнал «Вестник антропологии» [Электронный ресурс] // Институт этнологии и
антропологии РАН [2014–2020]. URL: http://antromercury.ru (дата обращения: 10.03.2020).

13. Праздничные и памятные дни. Сабантуй // Официальный Татарстан. 2020.
URL: http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm (дата обращения: 15.03.2020).
14. Российские праздники: от Карелии до Камчатки // Моя планета. 2020.
URL:
https://moyaplaneta.ru/travel/view/rossijskie_prazdniki_ot_karelii_do_kamchatki_16272 (дата обращения:
15.03.2020).
15. Тюльпан. Сайт государственного академического ансамбля песни и танца
Калмыкии [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://tulpanelista.ru (дата обращения:
16.03.2020).
16. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет [Электронный
ресурс]. 1997—2020. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.03.2020).
17. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
словари, энциклопедии [Электронный ресурс] // ФЭБ Русская литература и фольклор
[2002–2020]. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (дата обращения: 10.03.2020).
18.
Государственный
Эрмитаж
[Электронный
ресурс].
1998–2020.
URL:
https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru
(дата
обращения:
10.03.2020).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».