Утвержден Введен в дерет] Решением педагогического совета Протокол №1 от 2023г. МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» Приказ № ^ ? , -ол Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный (на основе ФОП и ФГОС НОО 2021) для учащихся 1-х - 4-х классов р.-п. Ерзовка 2023г. Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования В 2023/2024 учебном году при организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза Гончарова Петра Алексеевича» выстраивается на основе положения следующих нормативных правовых и инструктивных документов: • «Конституция РФ», принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676); • Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (зарегистрирован 29.08.2022 № 69822). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 г. № 1063 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи». • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении Федеральной образовательной программы начального общего образования». • Приказ № 1028 от 25.11.2022г. " Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" • http://fgosreestr.ru/ (с изменениями); • Устав учреждения; К 1 сентября 2023 года основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных организаций должны быть приведены в соответствие с федеральной основной образовательной программой начального общего образования. Понятие «примерная основная образовательная программа» в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заменено на «федеральная основная общеобразовательная программа» (далее — ФОП). Следует учитывать, что ФОП является учебно-методической документацией, в состав которой входят: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы. Образовательные организации разрабатывают свои образовательные программы в соответствии с ФГОС НОО и федеральной образовательной программой начального общего образования (далее — ФОП НОО). При этом содержание и планируемые результаты разработанных образовательных программ должны быть не ниже соответствующего содержания и планируемых результатов ФОП НОО. При разработке ОП НОО образовательные организации предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам на уровне начального общего образования. Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Цель учебного плана: создание условий для обучающихся в выполнении ими требований государственного образовательного стандарта и удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Задачи учебного плана: • предоставить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; • обеспечить условия для дифференциации содержания обучения учащихся; • обеспечить преемственность в содержании образования между 1,2,3 ступенями образования; • обеспечить формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; • обеспечить реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Учебный план, реализующий Основную образовательную программу начального общего образования учреждения, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Обучение осуществляется в соответствии с образовательной системой «Школа России». Учебный план предусматривает 4-летний срок освоения Основной образовательной программы начального общего образования учреждения. Таким образом, в МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» в 2023-2024 учебном году согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ в обязательном порядке будут реализовываться федеральные рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» (начальное общее образование). В 1-4-х классах обязательная часть представлена следующими учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», во 2- 4-х классах – «Иностранный язык (английский)», в 4х классах учебный предмет «ОРКСЭ». Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена следующими учебными предметами: «Русский язык» по 5 часов в неделю, «Литературное чтение» по 4 часа. Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Предметная область «Иностранный язык» в виду кадровых возможностей и в связи с отсутствием заявлений законных представителей об организации обучения второму иностранному языку, представлена только иностранным языком – английским, он изучается в объеме 2 часа в неделю со 2-го класса. Данная дисциплина формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. При изучении иностранного языка (английский) в классах осуществляется деление на 2 группы (при условии наполняемости класса от 25 человек). Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика» (по 4 часа в каждом классе). Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир» (2 часа в неделю в каждом классе). Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Обучение физической культуре в МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» при 5-ти дневной учебной неделе на уровне основного общего образования (1-4 класс) проводится из расчета 2 часа в неделю (в рамках обязательной (инвариантной) части учебного плана. Еще один час двигательной активности реализуется благодаря: системе дополнительного образования (учителя физической культуры ведут занятия по программе «ГТО на «отлично»!»); работе Школьного спортивного клуба; занятиям в городских и местных спортивных секциях и клубах (футбол, бокс, гимнастика, тхэквондо. В начале каждого учебного года законные представители учащихся предоставляют классным руководителям справки, подтверждающие посещение спортивных секций и клубов. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляется учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–х классах по 1 часу в неделю. Учебный предмет «Технология» (1 час в неделю в каждом классе) формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть учебного плана), обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, а также способствует формированию функциональной грамотности учащихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано для реализации образовательных и воспитательных целей курса «Народы России. Дорога дружбы» с 1 по 3-и классы включительно. Освоение Основной образовательной программы начального общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся: во 2-х классах – с 3-й четверти; в 3-4-х классах по четвертям. Промежуточная аттестация в 1-4-х классах в проводится в соответствии с Федеральной образовательной программой начального общего образования, локальными нормативными актами учреждения и календарным учебным графиком в форме контрольных и проверочных работ, диктантов, диагностических работ (промежуточных, итоговых стандартизированных и комплексных работ на межпредметной основе), тестирования, а также стартового и итогового мониторинга – по физической культуре. В соответствии с приказом учреждения в 1-4-х классах проводятся комплексные работы на межпредметной основе, которые включают в себя задания по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. В соответствии с приказами вышестоящих организаций обучающиеся начальных классов могут принимать участие во Всероссийских проверочных работах. Внешний мониторинг достижения планируемых результатов Форма Цель проведения Предметные результаты (1 раз в год) ВПР Оценить (всероссийские предметные проверочные результаты работы) обучающихся Классы 4-е Сроки Форма отчета, ответственные По плану Роспотребнадзора РФ В соответствии с приказом учреждения ФГОС НОО регламентируют не только перечень обязательных для изучения предметных областей, учебных предметов (учебных модулей). При этом следует обратить внимание, что в соответствии с названным документом (п.32.1) общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не должен быть менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2–4-х классах – 34 недели. Количество учебной нагрузки для учащихся 1-4-х классов на 2023-2024 учебный год 2023-2024 2024-2025 2025-2026 2026-2027 Итого учебный учебный учебный нагрузка Вид урочной учебный год год год год нагрузки в неделю/ в год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс неделя 21 23 23 23 90 год 693 782 782 782 3039 Минимальная нагрузка Максимальная нагрузка 21 23 23 23 2954 21 23 23 23 3345 Данная таблица наглядно демонстрирует, что количество учебных часов, предусмотренных учебным планом для учащихся 1-4-х классов на 2023-2024 год соответствует нормам. Недельный учебный план начального общего образования МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова Петра Алексеевича» на 2023-2024 учебный год для учащихся 1-х – 4-х классов (на основе ФОП и ФГОС НОО 2021) Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебный предмет 1а 1б 1в 1г Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) 5 4 5 4 5 4 5 4 0 0 0 Математика 4 4 Окружающий мир 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Технология Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Народы России. Дорога дружбы Итого нагрузка Количество учебных недель Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами ВСЕГО Итого к финансированию: 2а Классы 3а 2б 2в 2г 3б 5 4 5 4 5 4 5 4 5 4 5 4 0 2/2 2 2 2 2/2 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 0 0 0 0 0 0 1 1 1 2 20 1 1 1 2 20 1 1 1 2 20 1 1 1 2 20 1 1 1 2 22/2 1 1 1 1 1 1 1 21 21 33 33 21 3в 4в 4г Всего 4а 4б 5 4 5 4 5 4 5 4 5 4 75 60 2/2 2/2 2 2 2/2 2 22/10 4 4 4 4 4 4 4 60 2 2 2 2 2 2 2 2 30 0 0 0 0 0 1 1 1 1 4 1 1 1 2 22 1 1 1 2 22 1 1 1 2 22 1 1 1 2 22/2 1 1 1 2 22/2 1 1 1 2 22/2 1 1 1 2 23 1 1 1 2 23 1 1 1 2 23/2 1 1 1 2 23 15 15 15 30 326/10 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 11 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 11 21 33 21 33 23/2 34 23 34 23 34 23 34 23/2 34 23/2 34 23/2 34 23 34 23 34 23/2 34 23 34 337/10 21 21 21 23/2 23 23 23 23/2 23/2 23/2 23 23 23/2 23 337/10 21 21 21 21 25 23 23 23 25 25 25 23 23 25 23 347 21 21 21 21 25 23 23 23 25 25 25 23 23 25 23 347 Годовой учебный план начального общего образования МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова Петра Алексеевича» на 2023-2024 учебный год для учащихся 1–х – 4-х классов (на основе ФОП и ФГОС НОО 2021 г.) Предметная область Учебный предмет 1а Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого 1б 1в 1г 2а 2б 2в Классы 3а 2г Всего 3б 3в 4а 4б 4в 4г Русский язык 165 165 165 165 170 170 170 170 170 170 170 170 170 170 170 2530 Литературное чтение 132 132 132 132 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 2024 68/68 68/68 68/68 68 68 68/68 68 748/340 Иностранный язык (английский) 0 0 0 0 68/68 68 68 68 Математика 132 132 132 132 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 2024 Окружающий мир 66 66 66 66 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 1012 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 34 34 34 34 136 33 33 33 66 660 33 33 33 66 660 33 33 33 66 660 33 34 34 34 34 34 34 34 33 34 34 34 34 34 34 34 33 34 34 34 34 34 34 34 66 68 68 68 68 68 68 68 660 748/68 748 748 748 748/68 748/68 748/68 34 34 34 68 782 34 34 34 34 34 34 68 68 782 782/68 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34 34 0 0 0 0 370 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34 34 0 0 0 0 370 34 782 34 34 34 782 782/68 782 11374/340 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Часть, формируемая участникками образовательных отношений Народы России. Дорога дружбы Итого нагрузка Количество учебных недель Итого нагрузка Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренна действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами ВСЕГО Итого к финансированию: 33 33 33 33 34 693 693 693 693 782/68 693 34 34 782 782 34 34 34 34 782 782/68 782/68 782/68 693 693 693 782/68 782 782 782 782/68 782/68 782/68 693 693 693 693 693 693 693 693 850 850 782 782 782 782 782 782 850 850 850 850 850 850 782 782 782 34 506 34 506 34 506 68 1012 782 11004/340 782 782/68 782 782 782 850 782 850 782 11374/340 11714 11714