Рабочая программа по ИЗО 5-8 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

изобразительному искусству

Уровень образования основное общее образование 5-7 классы
Количество часов
102
Учитель Кравцова Ирина Анатольевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. №1897 (в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12. 2020 г.)
с учетом основной образовательной программы основного общего образования по
изобразительному искусству, составленной на основе
ФГОС ООО (одобрена решением федерального учебно-методического обьединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15
(в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического обединения по
общему образованию)
с учетом Рабочей программы по изобразительному искусству
под редакцией Б.М.Неменского 5-8 классы 3-е изд.М.:«Просвещение» 2020 г.
с учетом УМК Предметная линия учебников под редакцией
Б. М.Неменского 5-8 классы. – авторы- Б.М. Неменский, Л.А.Неменская,
Н.А.Горяева, А.С.Питерских, 3-е изд. М.: «Просвещение» 2020 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Личностные результаты
освоения рабочей программы по изобразительному искусству для основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии
с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
1.Патриотическое воспитание
Освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве.
Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной
жизни, выраженной в произведениях искусства, посвященных различным подходам к
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и
лирической красоте отечественного пейзажа. Воспитывать патриотические чувства в изучении
истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.
Воспитание патриотизма в процессе собственной художественно- практической деятельности
учащихся, обучение чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию
художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Приобщать обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. Реализовывать
задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формировать чувства личной
причастности к жизни общества. Рассматривать искусство, как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках предмета изобразительное искусство. изучать
художественную культуру и мировую историю искусства, углублять интернациональные чувства
обучающихся. Учить пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных
национальных эстетических идеалов. Выполнять коллективные творческие работы, а также
участвовать в общих художественных проектах, создавать условия для разнообразной
совместной деятельности, способствовать становлению чувства личной ответственности.
3. Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы, так как в искусстве воплощена духовная жизнь
человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой
опыт, раскрытие которого составляет суть данного предмета. Развивать творческий потенциал,
поскольку он способствует росту самосознания обучающихся, осознанию себя как личности и
члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствуют освоению базовых ценностей ― отношения к жизни,
человеку, семье, труду, к культуре, как духовному богатству общества.
4. Эстетическое воспитание
Воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое - низменное. Понимать искусство
как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного
поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Способствовать формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни ― как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к
позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствовать ценностному
отношению к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности научного познания

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставить
задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в ответ на специальные
установки, видеть окружающий мир. Воспитывать эмоционально окрашенный интерес к жизни.
Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе учебных проектов на уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно‒исторической
направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышать уровень экологической культуры, осознавать глобальный характер экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. Воспитывать
процесс художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях
искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся осуществлять в процессе личной
художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики,
каждого из них.
Это трудовая и смысловая деятельность воспитывает такие качества как: навыки практической
работы своими руками, формирует умение преобразовывать реальное жизненное пространство и
его оформление, получать удовлетворение от создания реального практического продукта.
Воспитывать качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в
команде.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания, организовывать пространственную среду
школы, чтобы при этом школьники были активными участниками (а не только потребителями)
её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной школьной
среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды школы имеют активное воспитательное воздействие и
влияют на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни
школьниками.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам, и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или
выбранной теме;

самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии для поиска и отбора
информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её
представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения ― межличностного (автор ― зритель),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения, развивая и опираясь на эмпатическое восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно,
доказательно, отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить
общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам своей роли в
достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач,
осознанно подчиняя поставленной цели, совершаемые учебные действия, развивать мотивы и
интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям
критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций
других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и в
собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других,
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в
совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

Предметные результаты
5 класс.
«Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»
По окончании курса учащиеся должны:
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического,
современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с
бытовыми потребностями людей, необходимое присутствие в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом
значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о
присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративноприкладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации
межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметнопространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу: дерево, металл,
керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.; уметь характеризовать неразрывную связь декора
и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного
искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др;
знать специфику образного языка декоративного искусства ― его знаковую природу,
орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками построения орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь
применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного ― орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей
животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы
мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде
которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского
искусства: солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать‒земля;
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое
единство его деталей;
объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского
быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое
значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного
костюма для различных регионов страны;
знать об устройстве традиционных жилищ разных народов, например, юрта, сакля, хата‒
мазанка, объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой,
трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности
― быта, костюма для разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний
Китай, Античные Греция и Рим, Европейское Средневековье);
понимать разнообразие

образов декоративно‒прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной
культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной
жизни;
узнавать и называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных
художественных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево,
глина, металл, стекло, др.;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых
художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий
ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни: герб, эмблема, логотип,
указующий или декоративный знак;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и
содержании геральдики;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно‒прикладного искусства;
различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье,
гобелен и т.д.;
овладевать навыками коллективной работы по оформлению пространства школы и школьных
праздников.
Учащиеся получат возможность научиться:
-владеть навыком работы в конкретном материале (лепка керамо-массой, пластилин-глиной,
папье-маше)
6 класс
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
По окончании курса учащиеся должны научиться:
характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их
значение в жизни людей;
объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объясняя их назначение в жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи,
скульптуры.;
иметь практические навыки изображения карандашами разной жесткости, фломастерами,
углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать
возможности применять другие доступные художественные материалы;
иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных
материалов;
иметь опыт учебного рисунка ― светотеневого изображения объёмных форм;
знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на
двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета: освещённая часть, блик, полутень,
собственная тень, падающая тень и уметь их применять в практике рисунка;
понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального
анализа;
иметь опыт линейного рисунка, понимания выразительных возможностей линии;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как
самостоятельное творческое действие;
знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные
цвета и значение этих знаний для искусства живописи;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст»;

иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической
выразительности скульптуры, соотношения пропорций в изображении предметов или животных.
Жанры изобразительного искусства:
объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения
искусства.
Натюрморт:
характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и
приводить примеры натюрморта в европейской живописи нового времени;
знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного
предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов
на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств
выразительности;
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как
последовательности изменений представления о человеке;
сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и
Нового времени;
понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и
авторская позиция художника;
узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского
искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, др.;
уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена
великих художников портретистов: В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В.
Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, Е. Репин, В. Суриков, В. Серов, др.;
знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица,
соотношение лицевой и черепной частей головы;
иметь представления о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки
объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;
иметь представления о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера
человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии
графических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании
художественного образа;
иметь представления о жанре портрета в искусстве ХХ века ― западном и отечественном.
Пейзаж:
иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в
Средневековом искусстве, и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт,
перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
знать правила воздушной перспективы и уметь их претворять на практике;
характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже
и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;

знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности
понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ века
(по выбору);
уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и о его
значении в развитии чувства Родины;
иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему
миру и его художественно‒поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа ― по памяти или представлению;
обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного
лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны
и сохранения.
Вечные темы в изобразительном искусстве:
уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная
живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;
объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории
человечества и современной жизни;
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни
людей разных народов и эпох;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременного единства мира
людей;
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных
выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения.
Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни
людей разных эпох и народов;
иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве
разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим
признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, Античный мир, др.);
характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь привести несколько примеров произведений
европейского и отечественного искусства;
обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь
художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности.
Историческая картина:
характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни
общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром
произведений изобразительного искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин как «Последний день
Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге»
И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников
ХХ века;
уметь объяснить, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об
античных героях принято относить к историческому жанру;
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: период
эскизов, период сбора материала и работы над этюдами, уточнение эскизов, этапы работы над
основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный
проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:

знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной
истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих ― вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как
«духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на
библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да
Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта., др.; в скульптуре
«Пьета» Микэланджело, др.;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейскую тему, таких как
«Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н.
Ге, «Христос и грешница» В. Поленова др.;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы;
иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрей Рублев, Феофан
Грек, Дионисий;
осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение
отечественной культуры;
уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества,
в жизни человека
Учащиеся получат возможность научиться:
особенностям пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;
живописному изображению различных активно выраженных состояний природы;
7класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
По окончании курса учащиеся должны научиться:
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства
художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно‒пространственной среды
жизнедеятельности человека;
рассуждать о том, как предметно‒пространственная среда организует деятельность человека и
представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах
труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных
искусств;
объяснять основные средства ― требования к композиции;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту объединённые одним
стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем,
отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать
«архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки;
различать шрифтовой и знаковой виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа
на выбранную тему;
понимать задачи образного построения композиции плаката, поздравительной открытки или
рекламы на основе соединения текста и изображения;

иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала;
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объемно‒пространственной композиции как макета архитектурного
пространства в реальной жизни;
выполнять построение макета пространственно‒объёмной композиции по его чертежу;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении
облика архитектурных сооружений;
иметь знания об особенностях архитектурно‒художественных стилей разных эпох и их
выражении в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве,
в организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего
времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о
социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей
их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения
архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей
идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как
способ организации образа жизни людей
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и
архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно‒парковой архитектуры и школах
ландшафтного дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между
человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении
формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности
человека в предметах его быта;
объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и
дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач
жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляется характер человека, его ценностные позиции и конкретные
намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие
моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его
ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представления о конструкции костюма и применении законов композиции в
проектировании одежды; ансамбль в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные
особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох
иметь опыт выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной
одежды», создания эскизов молодежной одежды для разных жизненных задач (спортивной,
праздничной, повседневной, др.);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об
имидж‒дизайне, его задачах и социальном бытовании;
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать композиционные макеты объектов из дерева, бумаги, картона, пластилина и
др.(города-ансамбли) применяя навыки формообразования; использовать объёмы в дизайне и
архитектуре.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
5 класс (34 часа)
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
6 класс (34 часа)
Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Пространство и время в изобразительном искусстве. Пейзаж и тематическая картина.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Поэзия повседневности.
Историческая картина.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
7 класс (34 часа)
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,
или «Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык
конструктивных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое

Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры
в жизни человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды
интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.

Тематическое планирование 5 класс (34 часа)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Раздел
1.Древние корни
народного
искусства

Колво
часов

Темы

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся

Основные виды
воспитательной
деятельности

8 час
Древние образы в
народном искусстве

1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаковсимволов Традиционного крестьянского прикладного ис-ва.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные
решения традиционных образов в орнаментах народной
вышивки, резьбе и росписи по дереву. Создавать
выразительные декоративно-обобщённые изображения на
основе традиционных образов. Осваивать навыки
декоративного обобщения в процессе выполнения
практической творческой работы

эстетическое,
духовное и
нравственное

Убранство русской
избы

1

Понимать и объяснять целостность образного строя
традиционного крестьянского жилища, выраженного в его
трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать
символическое значение, содержательный смысл знаков,
образов в декоративном убранстве избы. Определять
характеризовать отдельные детали декоративного
убранства избы. Находить общее и различное в образном
строе традиционного жилища разных народов. Создавать
эскизы декоративного убранства избы

эстетическое,
духовное и
нравственное,
патриотическое

Внутренний мир
русской избы

1

Сравнивать и называть конструктивные декоративные
элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства
традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять
интерьеры крестьянских жилищ у разных народов,
находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего

эстетическое,
духовное и
нравственное,
экологическое

пространства избы
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции,
декоре традиционных предметов крестьянского быта и
труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского
искусства с природой. Изображать выразительную форму
предметов крестьянского быта и украшать её .Выстраивать
орнаментальную композицию в соответствии с традицией
народного искусства.
Анализировать понимать особенности образного языка
народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок
традиционных образов. Создавать самостоятельные
варианты орнаментального построения вышивки с опорой
на народную традицию. Выделять величиной, контуром
рисунка цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо
жизни, птица света и тд.),дополняя его орнаментальными
поясами. Оценивать собственную художественную
деятельность и деятельность своих сверстников с точки
зрения выразительности декоративной формы.

Конструкция и декор
предметов народного
быта

1

ценности научного
познания,
эстетическое

Русская народная
вышивка

1

Народный
праздничный
костюм

1

Понимать и анализировать образный строй народного
праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора женского праздничного
костюма с мировосприятием и мировоззрением наших
предков. Объяснять общее и особенное в образах народной
праздничной одежды разных регионов России. Создавать
эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
элементов на примере северорусского или южнорусского
костюмов, выражать в форме, цветовом решении,
орнаментике костюма черты национального своеобразия

эстетическое,
духовное и
нравственное

Народные
праздничные
обряды

2

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез
всех видов творчества (изобразительного, музыкального,
устно-поэтического и т. д.).Участвовать в художественной
жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного
действа, живого общения и красоты. Разыгрывать
народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых
действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства
экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить

ценности научного
познания,
эстетическое

патриотическое,
эстетическое

общие черты в разных произведениях народного
прикладного искусства, отмечать в них единство
конструктивной, декоративной и изобр. деятельности

2. Связь времен в
народном
искусстве

8 час
Древние образы в
современных
народных игрушках

1

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения
современной народной игрушки.Сравнивать, оценивать
форму, декор игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Распознавать и
называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной
формы игрушки и украшением её декоративной росписью в
традиции одного из промыслов.

эстетическое,
духовное и
нравственное,
экологическое

Искусство Гжели

1

эстетическое,
духовное и
нравственное,
экологическое

Городецкая роспись

1

Хохлома

1

Эмоционально воспринимать произведения гжельской
керамики, давать им эстетическую оценку. Осознавать
нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и
изобразительных элементов, единство формы и декора в
изделиях гжельских мастеров. Эмоционально
воспринимать произведения гжельской керамики, давать
им эстетическую оценку. Сравнивать благозвучное
сочетание синего и белого в природе и произведениях
Гжели
Эмоционально воспринимать произведения городецкого промысла, выражать своё к ним
отношение, эстетически их оценивать. Выявлять
общность в городецкой и гжельской росписях, определять
характерные особенности произведений городецкого
промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи
Городца, овладевать Декоративными навыками. Создавать
композицию росписи в традиции Городца
Эмоционально воспринимать, эстетически оценивать
произведения Хохломы, выражать к ним своё отношение.
Иметь представление о видах хохломской росписи
(«травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.
Создавать композицию травной росписи в единстве с

эстетическое,
духовное и
нравственное,
экологическое

трудовое,
эстетическое,
духовное и
нравственное,

формой, используя основные элементы травного узора.

3. Декор-человек,
общество, время

Жостово. Роспись по
металлу

1

Эмоционально воспринимать, эстетически оценивать
произвед. Жостовского промысла, выражать своё к ним
отношение. Соотносить многоцветье цветочной росписи на
подносах с красотой цветущих лугов Осваивать основные
приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент
жостовской росписи в живописной импровизационной
манере.
Эстетически оценивать произведения мастеров Русского
Севера, выражать своё отношение к этим произведениям.
Различать, называть характерные особенности мезенской
росписи, осваивать основные приёмы росписи.
Создавать композицию росписи или её фрагмент в
традиции мезенской росписи. Объяснять важность
сохранения традиционных художественных промыслов в
современных условиях
Различать и называть произведения ведущих центров
народных художественных промыслов. Участвовать в
отчёте поисковых групп, связанном со сбором и
систематизацией художественно-познавательного
материала. Участвовать в презентации выствочных работ.
Анализировать работы своих товарищей.

трудовое,
эстетическое,
духовное и
экологическое

Щепа. Роспись по
лубу и дереву.
Тиснение и резьба по
бересте.

1

Роль народных
художественных
промыслов
в современной жизни

2

Зачем людям
украшения

2

Характеризовать смысл декора не только как украшения,
но прежде всего как социального знака, определяющего
роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и
объяснять, в чём заключается связь содержания с формой
его воплощения в произведениях кубанского декоративного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям
украшения, что значит украсить вещь.

духовное и
нравственное

Роль декоративного
искусства в жизни
древнего общества

2

Эмоционально воспринимать, различать по характерным
признакам произведения декоративно-прикладного
искусства Древнего Египта, давать им эстетическую

гражданское,
духовное и
нравственное

трудовое,
эстетическое,
экологическое

ценности научного
познания,
эстетическое

12
час.

оценку. Вести поисковую работу (подбор
познавательного зрительного материала) по декоративноприкладному искусству Древнего Египта. Создавать
эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза)
по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего
Египта.

4. Декоративное
искусство в
современном мире

6
час.

Одежда говорит
о человеке

2

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде
народов разных стран и у людей разных
сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в
подборе зрительного и познавательного материала по теме
«Костюм разных социальных групп в разных странах».
Соотносить образный строй одежды с положением её
владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной,
групповой, коллективной формах деятельности, связанной с
созданием творческой работы. Передавать в творческой
работе стилевое единство декоративного решения
интерьера, предметов быта и одежды людей

трудовое,
эстетическое

О чём рассказывают
нам гербы и эмблемы

3

гражданское,
духовное и
нравственное

Роль декоративного
искусства в жизни
человека и общества

3

Понимать смысловое значение изобразительно
декоративных элементов в гербе родного города, в гербах
других городов. Определять, называть символические
элементы герба и использовать их при создании
собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых
гербах связь конструктивного декоративного и
изобразительного элементов. Создавать декоративную
композицию герба (с учётом интересов, увлечений членов
своей семьи) или эмблемы
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным
привлечением зрительного материала по декоративноприкладному ис-ву, в творческих заданиях по обобщению
изучаемого материала. Соотносить костюм (его образный
строй) с владельцем. Участвовать в создании выставки
своих работ. Использовать в речи художественные новые
термины

Патриотическое,
гражданское,
духовное и
нравственное

Итого:

Современное
выставочное
искусство

3

Ориентироваться в широком разнообразии современного
декоративного ис-ва, различать по материалам, технике
исполнения художественное стекло, керамику, ковку,
литьё, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные
особенности современного декоративного искусства.
Находить, определять в произведениях декор. искусства
связь и единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с
декоративным искусством.

ценности научного
познания,
эстетическое

Ты сам мастер

3

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно,
витражей коллажей, декор. Украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративного ис-ва, принципами
декоративного обобщения в процессе выполнения
практической творческой работы. Владеть практическими
навыками выразительного использования
формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или
объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно
выполненные детали в более крупные блоки, т. е.
вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки
творческих работ.

трудовое,
эстетическое,
экологическое

34 ч.

Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека (34 часа)
Раздел
1. Виды
изобразительного
искусства и основы
образного языка

Колво
часов

Темы

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся

Основные виды
воспитательной
деятельности

8
час.
Изобразительное

1

Называть пространственные и временные виды искусства и

ценности научного

искусство. Семья
пространственных

искусств.
Художественные
материалы

Рисунок — основа
изобразительного
творчества

1

Линия и её
выразительные
возможности. Ритм
линий

1

Пятно как средство
выражения.
Ритм пятен

1

объяснять, в чём состоит различие временных и
пространственных видов искусства. Характеризовать три
группы пространственных искусств: изобразительные,
конструктивные и декоративные, объяснять их различное
назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных
искусств в повседневной жизни человека, в организации
общения людей. Рассуждать о роли зрителя в жизни
искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой
активности зрителя. Уметь определять, к какому виду
искусств относится произведение. Характеризовать
выразительные особенности различных художественных
материалов
Приобретать представление о рисунке как виде
художественного творчества. Участвовать в обсуждении
выразительности и художественности различных видов
рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками
рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и
обобщать пространственные формы. Овладевать навыками
размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы
графическими материалами в процессе выполнения творческих
заданий
Приобретать представления о выразительных возможностях
линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений
художника. Объяснять, что такое ритм и каково его значение
в создании изобразительного образа. Выбирать характер
линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.
Овладевать навыками передачи разного эмоционального
состояния, настроения с помощью ритма и различного
характера линий, штрихов. Овладевать навыками
ритмического линейного изображения движения (динамики)
статики (спокойствия).

познания,
эстетическое

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных
средств изображения. Приобретать навыки обобщённого,
целостного видения формы. Развивать аналитические
возможности глаза, умение видеть тональные отношения
(светлее или темнее). Овладевать простыми навыками
изображения с помощью пятна и тональных отношен.
Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный
художественный замысел, связанный с изображением
состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.).

ценности научного
познания,
эстетическое

гражданское,
духовное и
нравственное

духовное и
нравственное

2. Мир наших
вещей. Натюрморт

8
час.

Цвет.
Основы цветоведения.

1

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет,
составной цвет, дополнительный цвет. Получать
представление о физической природе света и восприятии
цвета человеком. Сравнивать особенности символического
понимания цвета в различных культурах. Иметь навык
сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок т.д.
Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с
вариациями цвета при создании фантазийной цветовой
композиции. Различать и называть основные составные,
тёплые и холодные, контрастные дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все выразительные возможности
цвета
Характеризовать цвет как средство выразительности в
живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые
отношения, тёплые и холодные цвета,
цветовой контраст. Объяснять понятие «колорит» Развивать
навык колористического восприятия художественных
произведений, умение любоваться красотой цвета в
произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать
творческий опыт в процессе создания красками цветовых
образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать
навыками живописного изображения

эстетическое,
экологическое

Цвет в произведениях
живописи

1

Объёмные
изображения
в скульптуре

1

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их
назначение в жизни людей. Характеризовать основные
скульптурные материалы и условия их применения в объёмных
изображениях. Рассуждать о средствах художественной
выразительности в скульптурном образе.
Осваивать простые навыки художественной выразительности
в процессе создания объёмного изображения животных (в
техниках лепки, бумагопластики и др)

экологическое,
эстетическое,
трудовое

Основы языка
изображения
(обобщение темы)

1

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.
Объяснять, почему образуются разные виды искусства,
называть разные виды искусства, определять их назначение.
Объяснять, почему изобразительное искусство — особый
образный язык. Рассказывать о разных художественных
материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в
выставке творческих работ

духовное и
нравственное,
эстетическое,
трудовое

духовное и
нравственное,
эстетическое,

Реальность и фантазия
в творчестве
художника

1

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном
творчестве и в жизни человека. Уяснять, что воображение и
фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить
образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать
окружающую реальность. Характеризовать смысл
художественного образа как изображения реальности,
переживаемой человеком, как выражение значимых
для него ценностей и идеалов.

гражданское,

Изображение
предметного мира —
натюрморт

1

духовное и
нравственное,
эстетическое,

Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира

1

Изображение объёма
на плоскости и
линейная
перспектива

1

Формировать представления о различных целях и задачах
изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов
(знаковых, плоских, символических объёмных
в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения
обычных, простых предметов (кухонная утварь, фрукты).
Уметь выделять композиционный центр в собственном
изображении
Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и
геометрические объёмные тела. Выявлять конструкцию
предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму предмета (силуэт) как
соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их
пропорции
Приобретать представление о разных способах и задачах
изображения в различные эпохи. Объяснять связь между
новым представлением о человеке в эпоху
Возрождения и задачами художественного познания
и изображения явлений реального мира. Строить
изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка
зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд
сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке.
Создавать линейные изображения геометрических
тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.

Освещение.
Свет и тень

1

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное
средство изобразительного искусства, как средство построения
объёма предметов и глубины пространства. Углублять
представление об изображении борьбы света и тени как
средстве драматизации содержания произведения и

гражданское,

ценности научного
познания,
эстетическое

эстетическое,

эстетическое,
экологическое

ценности научного
познания,
эстетическое

организации композиции картины. Осваивать основные
правила объёмного изображения предмета (свет,тень, рефлекс
падающая тень).Знакомиться с картинами-натюрмортами
европейского ис-ва XVII—XVIII веков, характеризовать
роль освещения в построении содержания этих произведений

3. Вглядываясь
в человека.
Портрет

Натюрморт в
графике

1

Осваивать первичные умения графического изображения
натюрморта с натуры и по представлению. Понимать и
объяснять, что такое гравюра, каковы её виды.
Приобретать опыт восприятия графических произведений,
выполненных в различных техниках известными мастерами.
Приобретать творческий опыт выполнения графического
натюрморта
Получать представление о разном видении и понимании
цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе
выразительные возможности цвета. Выражать цветом в
натюрморте собственное настроение и переживания.

духовное и
нравственное,
эстетическое,

Цвет в натюрморте

1

Выразительные
возможности
натюрморта
(обобщение
темы)

1

Узнавать историю развития жанра натюрморта.
Понимать значение отечественной школы натюрморта в
мировой художественной культуре.
Выбирать и использовать различные художественные
материалы для передачи собственного художественного
замысла при создании натюрморта. Развивать
художественное видение, наблюдательность умение взглянуть
по-новому на окружающий предметный мир

духовное и
нравственное,
эстетическое,
экологическое

Образ человека
главная тема искусства

1

Знакомиться с великими произведениями портретного
искусства разных эпох. Получать представление об
изменчивости образа человека в истории. Формировать
представление об истории жанра портрета в русском
искусстве, называть имена великих художников-портретистов
Понимать и объяснять, что при передаче внешнего сходства в
художественном портрете присутствует выражение идеалов
эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды
портрета (парадный и лирический портрет)
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

патриотическое,
гражданское

духовное и
нравственное,
эстетическое,

10
час.

Конструкция головы
человека и её
основные пропорции

1

Изображение головы
человека в
пространстве

1

Портрет в скульптуре

1

Графический
портретный рисунок

1

Сатирические образы
человека

1

Образные
возможности
освещения в портрете

1

Получать представления о конструкции, пластическом
строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и
объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными
навыками изображения головы человека в процессе работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке
и средствами аппликации.
Получать представления о способах объёмного изображения
головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Приобретать представление о бесконечности
индивидуальных особенностей строения головы человека.
Создавать зарисовки объёмной конструкции головы.
Знакомиться с примерами портретных изображений великих
мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия
скульптурного портрета. Получать знания о великих русских
скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки
лепки портретного изображения головы человека. Получать
представление о выразительных средствах скульптурного
образа.
Приобретать интерес к изображениям человека как способу
нового понимания и видения человека, окружающих людей.
Развивать умение замечать индивидуальные особенности
и характер человека. Получать представления о графических
портретах мастеров разных эпох. Овладевать новыми
умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки
близких людей, передавать особенности человека в
портрете.
Получать представление о жанре сатирического рисунка и
его задачах. Рассуждать о задачах художеств. преувеличения,
о соотношении правды и вымысла в художественном
изображении. Учиться видеть индивидуальный характер
человека. Приобретать навыки рисунка, видения и
понимания пропорций, использования линии и пятна как
средств выразительного изображения человека.

духовное и
нравственное,
эстетическое

Узнавать о выразительных возможностях освещения при
создании художественного образа. Различать освещение
по свету, против света. Характеризовать освещение в
произведения искусства его эмоциональное и смысловое
воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдения
и постигать визуальную культуру реальности и произведений

ценности научного
познания,
эстетическое

духовное и
нравственное,
эстетическое

ценности научного
познания,
эстетическое

гражданское,
духовное и
нравственное

4. Пространство и
время в
изобразительном
искусстве.
Пейзаж и
тематическая
картина

искусства.
Развивать художественное видение цвета, понимание его
эмоционального, воздействия. Анализировать цветовой строй
произведений как средство создания
художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях
от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров,
характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки
создания (в процессе практической творческой работы)
портрета в цвете с использованием различных художественных
материалов.

Роль цвета
в портрете

1

духовное и
нравственное,
эстетическое,

Великие портретисты
прошлого

1

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров
европейского и русского искусства. Понимать значение
великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных
ценностей. Рассуждать о соотношении личности
портретируемого и авторской позиции художника.
Приобретать творческий опыт и новые умения в
наблюдении и создании композиционного портретного образа
близкого человека (или автопортрета)

духовное и
нравственное,
эстетическое,
трудовое

Портрет в
изобразительном
искусстве
XX века

1

Получать представления о задачах изображения человека в
европейском искусстве ХХ века. Узнавать и называть
основные вехи в истории развития портрета в
отечественном искусстве ХХ века. Приводить примеры
известных портретов отечественных художников
Интересоваться, будучи художником, личностью человека и
его судьбой.

духовное и
нравственное,
эстетическое,
гражданское

Жанры в
изобразительном
искусстве
Изображение

1

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом
и содержанием изображения. Объяснять, как изучение
развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность
увидеть изменения в видении мира художником. Рассуждать о
том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы

духовное и
нравственное

8
час.

пространства

расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой
личный жизненный опыт. Получать представление о
различных способах изображения пространства,
о перспективе как о средстве выражения в изобразительном
искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах
передачи перспективы в изобразительном искусстве.
Приобретать навыки изображения перспективных
сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.

Правила построения
перспективы.
Воздушная
перспектива.
Пейзаж
большой мир

1

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения»,
«линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».
Различать и характеризовать как средство выразительности
высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного
искусства. Объяснять правила воздушной перспективы.
Приобретать навыки изображения уходящего вдаль
пространства, применяя правила линейной и воздушной
перспективы. Узнавать об особенностях эпического и
романтического образа природы в произведениях ис-ва
Уметь различать и характеризовать эпический и
романтический образ-пейзаж

экологическое
духовное и
нравственное

Пейзаж настроения.
Природа
и художник

1

Получать представления о том, как понимали красоту
природы и использовали новые средства выразительности в
живописи XIX века. Характеризовать направления
импрессионизма и постимпрессионизма в истории искусства
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать
изменчивость цветового настроения в природе. Приобретать
опыт колористического видения, создания живописного
образа эмоциональных переживаний человека

экологическое,
эстетическое

Пейзаж в русской
живописи

1

Получать представление об истории развития
художественного образа природы в русской культуре.
Называть имена великих русских живописцев и узнавать
известные картины Венецианова, Саврасова, Шишкина,
Левитана. Формировать эстетическое восприятие природы
как необходимое качество личности. Приобретать умения и
творческий опыт в создании композиционного живописного
образа пейзажа Родины. Принимать посильное участие в
сохранении культурных памятников.

патриотическое,
духовное и
нравственное

Пейзаж в графике.

1

Получать представление о произведениях графического
пейзажа в западноевропейском и отечественном искусстве.

экологическое

Городской пейзаж

Приобретать навыки наблюдательности, а также интерес к
окружающему миру и его поэтическому
видению путём создания графических зарисовок.
Приобретать навыки в создании пейзажных зарисовок.
Получать представление о развитии жанра городского
пейзажа в европейском и русском искусстве культуры и
истории народа. Знакомиться с историческими
пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга, родного города.
Приобретать навыки восприятия образности городского
пространства как выражения самобытного лица.

духовное и
нравственное

Поэзия
повседневности

1

Характеризовать роль изобразительного искусства в
формировании представлений о жизни людей разных эпох.
Учиться объяснять понятия «тематическая картина»,
«станковая живопись». Уметь перечислять и
характеризовать основные жанры тематической картины.
Объяснять понятия «тема», «сюжет» «содержание», в
произведениях станковой живописи. Изображать мотивы из
жизни разных народов в контексте традиций поэтики их
искусства. Уметь видеть красоту и значительность в
повседневной жизни людей.

патриотическое,
духовное и
нравственное

Историческая картина
Библейские темы в
изобразительном
искусстве

1

Характеризовать исторический жанр как идейное и образное
выражение значительных событий в истории общества, как
воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Знать
имена нескольких известных русских художников XIX в.
и названия их наиболее известных произведений. Узнавать
и характеризовать основные исторические картины
В. Сурикова, И. Репина. Развивать навыки работы над
эскизом композиции на историческую тему. Иметь
представление о великих, вечных темах в искусстве на основе
сюжетов из Библии, их мировоззренческом и нравственном
значении в культуре.

гражданское,
патриотическое,
духовное и
нравственное

Выразительные
возможности
изобразительного
искусства.
Язык и смысл
(обобщение темы)

1

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного
искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Узнавать и называть авторов известных произведений, с
которыми познакомились в течение года. Участвовать в
беседе по материалу года. Участвовать в обсуждении
творческих работ учащихся

Эстетическое,
трудовое

Итого:

34 ч.

Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Мир, который создаёт человек
Раздел
1. Художникдизайн архитектура.
Искусство
композиции —
основа дизайна и
архитектуры

Колво
часов

Темы

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся

Основные виды
воспитательной
деятельности

8 час

Основы композиции 1
в конструктивных
искусствах

Находить в окружающем рукотворном мире примеры
плоскостных и объёмно-пространственных композиций.
Выбирать способы компоновки композиции и составлять
различные плоскостные композиции из 1—4 и
более простейших форм, располагая их по принципу
симметрии или динамического равновесия.

ценности научного
познания,
эстетическое

Гармония, контраст
и выразительность
плоскостной
композиции,
или «Внесём
порядок в хаос!»

Добиваться эмоциональной выразительности (в
практической работе), применяя композиционную доминанту
и ритмическое расположение элементов. Понимать и
передавать в учебных работах движение, статику и
композиционный ритм.

ценности научного
познания,
эстетическое

1

Прямые линии и
организация
пространства

1

Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в
организации пространства. Использовать прямые линии для
связывания отдельных элементов в единое композиционное
целое или, исходя из образного замысла, членить
композиционное пространство при помощи линий.
Понимать роль цвета в конструктивных искусствах.
Различать технологию использования цвета в живописи и в
конструктивных искусствах. Применять цвет в графических
композициях как акцент или доминанту. «Цвета Азовского
моря»
Понимать роль свободных форм (линий и тоновых пятен) в
конструктивных искусствах.
Применять свободные формы в графических композициях.
Понимать букву как исторически сложившееся обозначение
звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности
шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово,
типографскую строку в качестве элементов графической
композиции. Познакомить с письменностью на Кубани.

духовное и
нравственное,
эстетическое

Цвет — элемент
композиционного
творчества

1

Свободные формы:
линии и тоновые
пятна
Буква строка -текст.
Искусство шрифта

1

Когда текст и
изображение
вместе.
Композиционные
основы
макетирования в
графическом
дизайне
В бескрайнем море
книг и журналов.
Многообразие форм
графического
дизайна

1

Понимать и объяснять образно-информационную цельность
синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.
Создавать практическую творческую работу в материале.
Познакомить с проблемами экологии родного края.

экологическое,

1

Узнавать элементы, составляющие конструкцию и
художественное оформление книги, журнала.
Выбирать и использовать различные способы компоновки
книжного и журнального разворотов.
Создавать практическую творческую работу в материале.
Познакомить с научными достижениями…
спорта Кубани, исследования в области….

гражданское,
ценности научного
познания,
эстетическое

1

духовное и
нравственное,
эстетическое

гражданское,

духовное и
нравственное

духовное и
нравственное

2. В мире вещей и
зданий.
Художественный
язык
конструктивных
искусств

8
час.

Объект и
пространство.
От плоскостного
изображения к
объёмному макету

1

Стремиться к развитию пространственного воображения.
Понимать плоскостную композицию как возможное
схематическое изображение объёмов при взгляде на
них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение
объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр,
шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных
композициях доминантный объект и вспомогательные
соединительные элементы.
Анализировать композицию объёмов, составляющих общий
облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное
влияние объёмов и их сочетаний на образный
характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь
выразительности и целесообразности конструкции.
Овладевать способами обозначения на макете рельефа
местности и природных объектов. Использовать в макете
фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной
выразительности.
Понимать и объяснять структуру различных типов зданий,
выявлять горизонтальные, вертикальные,
наклонные элементы, входящие в них. Применять
модульные элементы в создании эскизного макета дома.

духовное и
нравственное,
эстетическое

Взаимосвязь
объектов в
архитектурном
макете

1

Конструкция: часть
и целое. Здание как
сочетание
различных объёмов.
Понятие модуля

1

Важнейшие
архитектурные
элементы здания

1

Иметь представление и рассказывать о главных
архитектурных элементах здания, их изменениях в
процессе исторического развития. Создавать разнообразные
творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

духовное и
нравственное,
эстетическое

Красота и
целесообразность.

1

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и
здания, уметь выявлять сочетание объёмов,

гражданское,
духовное и

духовное и
нравственное,
эстетическое
экологическое

гражданское,
духовное и
нравственное
трудовое

Вещь как сочетание
объёмов и образ
времени

3. Город и человек
Социальное
значение дизайна
и архитектуры в
жизни человека

образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование,
уметь объяснять это.Определять вещь как объект, несущий
отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего.
Создавать творческие работы в материале.

нравственное
трудовое

Форма и материал

1

Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь
формы и материала. Развивать творческое воображение,
создавать новые фантазийные или утилитарные функции для
старых вещей.

эстетическое

Цвет
в архитектуре
и дизайне.
Роль цвета в
формотворчестве

2

Получать представления о влиянии цвета на восприятие
формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое
значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и
объяснять особенности цвета в живописи, дизайне,
архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу
по теме, проявлять инициативу и умение работать в
коллективе.

гражданское,
духовное и
нравственное
трудовое

Город сквозь
времена и
страны. Образы
материальной
культуры прошлого

1

патриотическое
эстетическое

Город сегодня и
завтра. Пути
развития
современной

1

Иметь общее представление и рассказывать об
особенностях архитектурно-художественных стилей
разных эпох. Понимать значение архитектурнопространственной композиционной доминанты во внешнем
облике города. Создавать образ материальной культуры
прошлого в собственной практической творческой работе
«Архитектурные образы прошлых эпох» (аналитические
работы: зарисовки или живописные этюды части родного
города
Осознавать особенности современного уровня развития
технологий и материалов, используемых в архитектуре и
строительстве. Понимать значение преемственности в
искусстве архитектуры и искать собственный способ

11
час.

духовное и
нравственное

архитектуры и
дизайна

«примирения» прошлого и настоящего в процессе
реконструкции городов. Выполнять в материале
разнохарактерные практические творческие работы.

Живое пространство 1
города. Город,
микрорайон, улица

Рассматривать и уметь объяснять планировку города как
способ оптимальной организации образа жизни людей.
Создавать практические творческие работы, развивать
чувство композиции. Сбор материала исторические дома
родного города
Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в установлении связей между
человеком и архитектурой, в проживании городского
пространства. Приобретать представление об историчности
и социальности интерьеров прошлого. Создавать
практические творческие работы в техниках коллажа,
дизайн-проектов. Проявлять творческую фантазию,
выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать
ситуацию в процессе работы.
Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного
наполнения интерьерного пространства общественных мест
(театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также
индивидуальных помещений. Создавать практические
творческие работы с опорой на собственное чувство
композиции и стиля, а так-же на умение владеть различными
художественными материалами. Сбор материала «Экопроекты»
Понимать эстетическое и экологическое взаимное
существование природы и архитектуры.
Приобретать общее представление о традициях
ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и
осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурноландшафтных объектов (лес, водоём, мостик, дорога, газон,
беседка и т. д.). Ландшафт с историческим памятником

гражданское,
духовное и
нравственное

Совершенствовать навыки коллективной работы над
объёмно-пространственной композицией в материале. Развивать и реализовывать в макете своё чувство

Экологическое
духовное и
нравственное

Вещь в городе и
дома. Городской
дизайн

2

Интерьер и вещь в
доме. Дизайн
пространственновещной среды
интерьера

2

Природа и
архитектура.
Организация
архитектурноландшафтного
пространства

2

Ты - архитектор!
Замысел
архитектурного

2

Экологическое
духовное и
нравственное

Экологическое,
патриотическое
ценности научного
познания

проекта и его
осуществление
4. Человек в
зеркале дизайна и
архитектуры
Образ жизни и
индивидуальное
проектирование

красоты, а также художественную фантазию в сочетании с
архитектурно-смысловой логикой.

7
час

Мой дом — мой
образ жизни. Скажи
мне, как ты живёшь,
и я скажу, какой у
тебя дом.

1

Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском
проекте как реальные, так и фантазийные представления о
своём будущем жилище. Учитывать в проекте инженернобытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание
законов композиции и умение владеть художественными
материалами.
Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и
уметь найти способ зонирования.
Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей
собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный
композиционный замысел.

гражданское,
духовное и
нравственное

Интерьер, который
мы создаём

1

Пугало в огороде,
или…
Под шёпот
фонтанных струй

1

Узнавать о различных вариантах планировки дачной
территории. Совершенствовать приёмы работы с
различными материалами в процессе создания проекта
садового участка. Применять навыки сочинения объёмнопространственной композиции в процессе формирования
букета по принципам икебаны

экологическое
духовное и
нравственное

Мода, культура и
1
ты. Композиционноконструктивные
принципы
дизайна одежды
Встречают по
1
одёжке

Приобретать общее представление о технологии создания
одежды. Понимать, как применять законы композиции в
процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон),
использовать эти законы на практике

гражданское,
эстетическое

Использовать графические навыки и технологии
выполнения коллажа в процессе создания эскизов
молодёжных комплектов одежды. Создавать творческие
работы, проявлять фантазию, воображение, чувство
композиции, умение выбирать материалы. Сбор материала

гражданское,
эстетическое
духовное и
нравственное

гражданское,
духовное и
нравственное,
трудовое

Итого:

34 ч.

Автопортрет на
каждый день

1

Моделируя себямоделируешь мир
(обобщение
темы)

1

«Казачьи черты в современной одежде»
Понимать и объяснять, в чём разница между творческими
задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом.
. Уметь воспринимать и понимать макияж и причёску как
единое композиционное целое. Создавать практические
творческие работы в материале. Понимать имидж-дизайн как
сферу деятельности, объединяющую различные аспекты
моды, активно проявлять себя в коллективной деятельности
Понимать и уметь доказывать, что человеку прежде всего
нужно «быть», а не «казаться». Уметь видеть искусство
вокруг себя, обсуждать практические творческие работы,
созданные в течение учебного года. Участие в выставке
творческих работ, коллективное обсуждение
художественных особенностей работ.

духовное и
нравственное,
трудовое

ценности научного
познания
духовное и
нравственное,
трудовое


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».