Аннотация к рабочей программе по предмету Астрономия 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе по астрономии 10-11 классов ФК ГОС СОО
Рабочая программа по астрономии для 10-11 класса разработана на основании
авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия» 10-11 классы – Москва: Просвещение,
2017.
При реализации программы используются УМК: В.М. Чаругин «Астрономия» 10-11
классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2018г.
Цели и задачи курса
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено
на достижение следующих целей:
• осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
• приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
• овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни;
• формирование научного мировоззрения;
• формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, выделенного на изучение физики составляет в 10 классах
35 учебных часов из расчета 1 час в неделю, в 11 классах 17 учебных часа из расчета 0,5
часов в неделю.
Основные образовательные технологии
В процессе изучения предмета в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения: информационнокоммуникационная технология, проектная технология, технология развивающего
обучения, здоровье сберегающие технологии, технология проблемного обучения,
педагогика
сотрудничества,
групповые
технологии,
технологии
уровневой
дифференциации, традиционные технологии.
Формы контроля
Устный опрос, самостоятельная работа, подготовка сообщения по теме, подготовка
презентации.
В результате изучения астрономии выпускник должен:
•
Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте
человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в
самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с
Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах

получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационноволновых телескопов.
•
Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их
интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества
и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди
научились измерять время и вести календарь.
•
Узнать, как благодаря развитию астрономии, люди перешли от представления
геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической
системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением
планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
•
На примере использования закона всемирного тяготения получить
представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории
полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное
тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
•
Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о
строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной
группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового
класса небесных тел карликовых планет.
•
Получить представление о методах астрофизических исследований и законах
физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
•
Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет
на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее
строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в
центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
•
Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь
между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности
свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются,
живут и умирают звёзды.
•
Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять
расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд
определяют их массы.
•
Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в
звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
•
Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в
ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с
помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу
межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
•
Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях
активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании
скоплений и ячеистой структуры их распределения.
•
Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом.
Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о
фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
•
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик
пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была
не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает
этот важный вывод современной космологии.
•
Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связь с тёмной
энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
•
Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд, и современном
состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.

•
Научиться
проводить
простейшие
астрономические
наблюдения,
ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца,
определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений,
измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
должен знать/понимать:
•
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика,
атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел,
Вселенная,вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак,
календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер,
кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря,
Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и
материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их
систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление,
созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной
системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы,
хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
•
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск
звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические
характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус
светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический
и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся
тел Солнечной системы;
•
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея,
Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса,
Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда,
Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
должен уметь:
•
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
•
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
•
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в
разных формах;
владеть
компетенциями:
коммуникативной,
рефлексивной,
личностного
саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессиональнотрудового выбора.
Содержание учебного предмета
Введение в астрономию
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Астрометрия
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Законы движения небесных тел
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Солнечная система
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна
— двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Астрофизика и звёздная астрономия
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды —далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд.
Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды —маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы.
Млечный путь
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему
светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в
Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных
звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение
и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли
в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.
Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре
Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры.
Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира
галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А.
Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной —парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о
строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории

относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств
пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся
Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение
радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения.
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и
необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не
только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах
эволюции Вселенной. Реликтовое излучение —излучение, которое осталось во Вселенной
от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей
теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения
в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».