Министерство просвещения Российской Федерации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза Гончарова Петра Алексеевича» 403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район, р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2 т. 8-84468-4-79-55, Е-таН: еггоука 8081г@таИ.ги .■А'АЙА" Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 5 от 17.01..2022г. Руководитель МО — Чебанова Т.Р. Согласовано Протокол № 4 заседания педагогического совета от 12.01.2022 г. Утверждена «_ Приказ № К), от Г Директор школь^ МБОУ «Ерзовская СШ > имени Ге^@2^ т-сГоюза/" 12Ёт.» Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) Составители: Кравцова И.А., Федерякина Ю.С., учителя начальных классов 2022год. 1. Пояснительная записка Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» для подготовки детей к школе. Программа «Школа будущего первоклассника» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоциональноволевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Концепция программы базируется на следующих принципах. - уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход при разработке занятий; - систематичность и последовательность занятий; - вариативность содержания и форм приведения занятий; - наглядность; - адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий; - постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьнозначимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным; - индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа; - повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. Направления, по которым идёт подготовка к школе: 1 .Развитие внимания и памяти. 2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи. 3.Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте. 4. Развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки и координации движений. 6. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими). 7. Развитие волевой готовности ребенка. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Срок реализации программы: 5 месяцев. Содержание занятий опирается на программные требования: 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: - Активизировать, расширять и уточнять словарь детей. - Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию. - Учить делить слова на слоги. - Дать первоначальные представления о предложении. - Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста. - Совершенствовать умение составлять рассказы. 2. Развитие элементарных математических представлений: - Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда. - Учить решать стихотворные задачи. - Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке. - Учить детей ориентироваться на листе бумаги. 3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук. - Штриховка. - Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные. - Лепка, конструирование. - Рисование. - Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики. Прогнозируемый результат: - Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе; - Формирование комфортной образовательной среды. - Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников; - Эмоциональное благополучие ребенка в классе; - Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; - Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно - ориентированного) подхода к учащимся. 2. Общая характеристика программы Подготовка дошкольников к системному обучению в 1- OM классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. Основные положения программы: - подготовка к школе носит развивающий характер; - не допускает дублирования программ первого класса; - помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; - ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; - обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; - организует и сочетает в едином смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; - инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Формы занятий - занятия-игры, практические занятия. В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностноориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно-ориентированных и развивающих технологий. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Программа включает следующие курсы: Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Также курс направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы. Курс «Зеленые тропинки» направлен на ознакомление с окружающим миром, наблюдения в природе, воспитание бережного отношения к природе. Курс «Творческая мастерская» направлен на развитие творческих способностей и умений у детей, личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, развития и укрепления здоровья личности. 3. Место занятий в учебном плане Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» предлагает систему занятий и состоит из следующих курсов: «От слова к букве», «Математические ступеньки», «Зеленые тропинки», «Творческая мастерская». Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 18 недель. Общее количество занятий - 108. 4. Планируемые результаты освоения программы В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты: Дошкольник научится: - распознавать первый звук в словах; - внимательно слушать литературные произведения; - называть персонажей, основные события; - отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; - пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; - составлять элементарный рассказ по серии картинок; - обсуждать нравственные стороны поступков людей; - участвовать в коллективных разговорах; - использовать принятые нормы вежливого речевого общения; - различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; - считать от 0 до 9 и в обратном направлении; - определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; - ориентироваться в пространстве; - ориентироваться в тетради в клетку; - выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге. Дошкольник получит возможность научиться: - устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); - различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; - правильно произносить все звуки; выделять их из слов; - находить слова с определённым звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок; - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила; - ориентироваться на странице в тетради; - различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); - устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; - присчитывать и отсчитывать по одному, по два; - правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку; - штриховать предметы вертикально и горизонтально. 5. Содержание учебных курсов Содержание курсов «От слова к букве», «От рисунка к букве» № Основные разделы курса Основные виды учебной деятельности обучающихся 1. Развитие речи Беседа по картинке: Учиться беседовать по картине, совершенствуя умения общих речевых навыков, составлять описательный -совершенствование общих речевых навыков; рассказ по иллюстрации и по предложенному плану; - формировать навыки грамотной речи посредством -составление описательного рассказа. знакомства с художественными произведениями и Составление рассказа по плану. беседой по их содержанию; - развивать внимание, фонематический слух, память, -Правильное употребление мышление; обучиться неторопливому речевому слов-названий предметов, дыханию, умеренной громкости и правильному признаков действий, интонированию; объяснение их значений. -Обучение неторопливому темпу - формировать умение подбирать обобщающие слова к группе слов, правильно употреблять слова названия и ритму речи, правильному предметов, признаков и действий, а также вести речевому дыханию, умеренной диалогическую, монологическую и косвенную речь. громкости и правильному интонированию. -Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. 2. - Подбор обобщающих слов к группе предметов - Диалог, монолог, косвенная речь. Знакомство с буквами Предложение и слово: -членение речи на предложения; членение предложений на слова; - членение слова на слоги с использованием графических схем. Слог и ударение: - деление слов на слоги; -определение количества слогов в слове. Формировать представления о том, что предложение состоит из слов; - учиться определять количество слов в предложении, записывать схему предложения; - развивать связную речь, память и творческие способности; - формировать умения делить слова на слоги, правильно ставить ударения; - обогащать словарный запас обучающихся, развивать приемы логического мышления; - формировать умения различать буквы; - формировать умения характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные Звуки и буквы: твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; - представление о звуках; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и различие на слух и при произношении гласных и глухие); - выделять изучаемые звуки, обозначать их буквой; согласных звуков; -обводка и штриховка контуров; - - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой знакомство с написанием жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; -формировать умения штрихования и обводки контуров, больших и маленьких букв, основные типы их соединений. а также написания больших и маленьких букв, основных типов соединений. 3. Художественная литература Сказка: - пересказ сказки; -соотносить содержание текста с изображением на картинке; - отвечать на вопросы; - ставить вопрос к тексту; -придумывать необычный конец. Рассказ: -пересказ небольшого по объёму литературного произведения; - соотносить содержание текста с изображением на картинке; - отвечать на вопросы; - ставить вопрос к тексту; Научиться отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ориентироваться в прочитанных произведениях, составлять описание героев произведений на основе опорных слов и прочитанных произведений; -уметь пересказывать произведения; соотносить содержание текста с иллюстрацией к нему; -отвечать на вопросы, придумывать необычный конец; составлять небольшой рассказ; придумывать вопросы к тексту; -определять последовательность событий, формировать навыки правильной речи. Содержание курса «Математические ступеньки» № Основные разделы курса Основные виды учебной деятельности обучающихся 1. 2. Арифметический Учиться соотносить е числа с количеством предметов, Числа от 0 до 10. писать цифры, соотносить цифры и числа, образовывать Счёт предметов. Устная нумерация чисел: числа; названия, последовательность и - уметь читать числа от 0 до 10; - изучить свойства натурального ряда чисел; обозначение чисел от 0 до 10. Сравнение чисел первого - выделять известные и неизвестные величины; -устанавливать между величинами отношения части и десятка. понятия "часть", "целое", Свойства натурального ряда целого, использовать "больше (меньше) на...", "увеличить (уменьшить) на...."; чисел. осуществлять синтез как составление целого из Цифры и числа. Решение задач с помощью частей. рисунков. Чтение чисел. Геометрический Учиться распознавать и называть геометрические формы Сравнение: в окружающем мире; - по форме; -строить рассуждение о значении понятий "квадрат", -по размеру; -по расположению на "круг", "треугольник", "прямоугольник"; сравнивать предметы по свойствам, классифицировать по заданным плоскости, в пространстве; критериям; -по назначению; -осуществлять анализ предметов с выделением -по цвету. Изготовление моделей фигур из существенных признаков (цвет, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве), сравнивать бумаги. группы предметов; - уметь выполнять логические действия: анализ, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; -учиться изготавливать модели фигур из бумаги. 3. Содержательно-логический Развитие: -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. Диктанты: -зрительные; -слуховые. Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. Развивать внимания, памяти, воображения; - учиться сравнивать группы предметов; уметь выполнять логические действия: анализ, синтез; -устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; -развивать умения выполнять зрительные и слуховые диктанты; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с выделением существенных признаков, выявления закономерностей и проведения анализа, синтеза и сравнения; -осознанно выполнять построение речевого высказывания в устной форме. Содержание курса «Зеленые тропинки» № Основные разделы курса Основные виды учебной деятельности обучающихся Учиться распознавать небесные тела, сравнивать, Звезды, солнце и луна (2 часа) различать. Учиться распознавать растения нашей местности; Чудесный мир растений и - сравнивать и различать дикорастущие и культурные грибов (9 часов) растения; - различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы; - использовать художественные материалы (гуашь, пластилин), усвоить приёмы работы с клеем и аппликацией, приёмы работы с бумагой узнают свойства материалов; - учиться лепить овощи и фрукты; - формировать умение сравнивать, анализировать , обобщать; - отвечать на простые вопросы учителя по заданной теме; - выражать положительное отношение и интерес к изучению природы; - понимать ценность природного мира, охраны природы. Учиться распознавать домашних животных и животных Наши друзья животные (5 своей местности на рисунках и в природе; часов) - формировать представление о многообразии животных; - учиться умению наблюдения за животными; - узнавать обитателей живого уголка; - уметь высказывать предположения на заданную тему; - оценивать эмоционально-эстетические впечатления от общения с животными, отмечать в природном окружении то, что особенно нравится. Круглый год (2 часа) Учиться наблюдать за сезонными изменениями в природе; - уметь находить особенности жизни людей, связанных с конкретным временем года; - наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире; - устанавливать причинно-следственные связи; - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом); - самостоятельно высказывать своё мнение; - осуществлять действия по охране окружающего мира; - проявлять позитивное отношение к сохранению природы. Содержание курса «Творческая мастерская» № Основные виды учебной деятельности обучающихся Основные разделы курса Регулятивные УУД: 1 ИЗО - определять последовательность действий на занятии; 2 Технология и -учиться высказывать своё предположение; конструирование - учиться работать по предложенной схеме; осуществлять действие по образцу; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; Познавательные УУД: - отличать новое от уже известного материала; -добывать новые знания; – учиться ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм работы. - анализировать и классифицировать объекты, выделения признаков. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других, -слушать и понимать речь других; видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; адекватно принимать оценку взрослого и сверстника. 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Средства, необходимые для реализации программы: - учебно-тематическое планирование; - рабочие тетради; - наглядные пособия; - счетный материал; - мультимедийные презентации. Печатные пособия - таблицы в соответствии с основными разделами программы; - наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Технические средства обучения - классная доска; - магнитная доска; - персональный компьютер с принтером; - проектор для демонстрации слайдов; - экспозиционный экран. Экранно-звуковые пособия - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; - видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению; мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; -шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего. Рабочая программа по курсу «От слова к букве» 1. Пояснительная записка Рабочая программа для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Программа курса подготовки к обучению письму отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья. Основными задачами курса являются: - Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления. - Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования. - Обучение звукобуквенному анализу слов. - Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. - Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей. - Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству. 2. Общая характеристика курса Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям: -развитие связной речи; -подготовка к обучению чтения; -подготовка к обучению письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. 3. Место курса «От слова к букве» в учебном плане Рабочая программа курса «От слова к букве» рассчитана на 36 занятий (2 занятие в неделю; 18 учебных недель). 4. Планируемые результаты освоения курса В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты: Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты: Дошкольник научится: правильно произносить все звуки; проводить классификацию звуков по их произношению; проводить классификацию печатных букв по их элементам; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям; соблюдать элементарные гигиенические правила; уметь ориентироваться на странице тетради. Дошкольник получит возможность научиться: - устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); - различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; - правильно произносить все звуки; выделять их из слов; - находить слова с определённым звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок; - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям. № 1. 5. Содержание курса Основные разделы курса Основные виды учебной деятельности обучающихся Развитие речи Беседа по картинке: совершенствование общих речевых навыков; -составление описательного рассказа. Составление рассказа по плану. -Правильное употребление Учиться беседовать по картине, совершенствуя умения общих речевых навыков, составлять описательный рассказ по иллюстрации и по предложенному плану; - формировать навыки грамотной речи посредством знакомства с художественными произведениями и беседой по их содержанию; - развивать внимание, фонематический слух, память, обучиться неторопливому речевому слов-названий предметов, мышление; дыханию, умеренной громкости и правильному признаков действий, интонированию; объяснение их значений. -Обучение неторопливому темпу - формировать умение подбирать обобщающие слова к и ритму речи, правильному группе слов, правильно употреблять слова названия речевому дыханию, умеренной предметов, признаков и действий, а также вести громкости и правильному диалогическую, монологическую и косвенную речь. интонированию. 2. 3. -Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. - Подбор обобщающих слов к группе предметов - Диалог, монолог, косвенная речь. Знакомство с буквами Предложение и слово: -членение речи на предложения; - Формировать представления о том, что предложение членение предложений на слова; состоит из слов; -членение слова на слоги с - учиться определять количество слов в предложении, использованием графических записывать схему предложения; схем - развивать связную речь, память и творческие способности; Слог и ударение: - формировать умения делить слова на слоги, - деление слов на слоги; правильно ставить ударения; о- - обогащать словарный -определение количества слогов запас обучающихся, развивать приемы логического в слове. мышления; - формировать умения различать буквы; Звуки и буквы: формировать умения характеризовать звуки русского - представление о звуках; языка (гласные ударные/безударные; согласные различие на слух и при твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; произношении гласных и согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и согласных звуков; глухие); -обводка и штриховка контуров; - - выделять изучаемые звуки, обозначать их буквой; знакомство с написанием - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой больших и маленьких букв, жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; основные типы их соединений. -формировать умения штрихования и обводки контуров, а также написания больших и маленьких букв, основных типов соединений. Художественная литература Научиться отвечать на вопросы по содержанию Сказка: прочитанного, ориентироваться в прочитанных - пересказ сказки; составлять описание героев -соотносить содержание текста с произведениях, произведений на основе опорных слов и прочитанных изображением на картинке; произведений; - отвечать на вопросы; -уметь пересказывать произведения; соотносить - ставить вопрос к тексту; -придумывать необычный содержание текста с иллюстрацией к нему; -отвечать на вопросы, придумывать необычный конец; конец. составлять небольшой рассказ; придумывать вопросы к Рассказ: -пересказ небольшого по тексту; последовательность событий, объёму литературного -определять формировать навыки правильной речи. произведения; - соотносить содержание текста с изображением на картинке; - отвечать на вопросы; 6. Учебно-тематический план Календарно - тематическое планирование занятий по курсу «От слова к букве» (36 часов, 2 часа в неделю) Темы занятий Кол-во часов № 1 1 Составление рассказа по картинке на заданную тему Речевая пятиминутка. Работа со стихотворением «Птичка летает, птичка играет» В. Жуковского. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру). 1 2 Работа по рисунку. Речевая пятиминутка. Продолжи сказку. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру). 1 3 Работа по рисунку. Речевая пятиминутка. Загадки (насекомые). Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру). 1 4 Составление рассказа по картинке. Составление рассказа о своей семье. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру). Гласные звуки. Звук [о]. Рассказ «Утро» по Н. Калининой. Письмо по образцу: буква О о. 1 5 Составление предложений о себе. Загадки. Пословицы. Чистоговорки. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру). Гласные звуки. Звук [а]. продолжи рассказ. Письмо по образцу: буква Аа. 1 6 Составление рассказа по картинке «Отдых семьи». Рассказ К.Ушинского «Бишка» Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве строки. Гласные звуки. Звук [у]. Рассказ «Уточки» К.Ушинского. Письмо по образцу: буква Уу. 1 7 Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинского. Стихотворение «Тени вечера сгущаются..» С. Дрожжина. Звук [ы]. Письмо по образцу: буква ы. 8 Составление рассказов на тему «Профессия». Звук [и]. Письмо 1 по образцу: буква Ии. 1 9 Составление рассказов на тему «Школа». Стихотворение «Поляна-кругляна» И.Пивоваровой. Звук [э]. Письмо по образцу: буква Ээ. 10 Составление рассказов на тему «Класс». Стихотворение «Что за 1 яблоко!..» А.Пушкина. Звук [йа]. Письмо по образцу: буква Яя. 1 11 Составление рассказов на тему «Наш преподаватель». Стихотворение «Чем пахнет степь» С. Брезгун. Звук [йу]. Письмо по образцу: буква Юю. 1 12 Составление рассказов на тему «Школьные принадлежности». Рассказ «Настина кукла» Л. Толстой. Стихотворение «Перед дождем» Н Некрасов. Звук [йэ]. Письмо по образцу: буква Ее. 1 13 Составление рассказов на тему «На занятиях». Рассказ «Воробей» Тургенев. Потешка «У Вани руки в бок..». Звук [йо]. Письмо по образцу: буква Ёё. 14 Проверь себя. 1 15 Рассказ «Дятел» К. Ушинского (с.73). Твердые и мягкие 1 Дата 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 звонкие согласные. Звуки л, л*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Лл. Рассказ «Мышки» К.Ушинского (с.74). Твердые и мягкие звонкие согласные. Звуки м, м*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Мм. Потешки. Твердые и мягкие звонкие согласные. Звуки н, н*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Нн. Потешки. Твердые и мягкие согласные. Звуки р, р*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Рр. Составление сказки к рисунку. Твердые и мягкие звонкие согласные. Звуки в, в*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква В в. Составление сказки к рисунку. Твердые и мягкие глухие согласные. Звуки ф, ф*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Фф. Составление сказки к рисунку. Твердые и мягкие звонкие согласные. Звуки з, з*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Зз. Составление рассказа на тему «Цирк». Твердые и мягкие глухие согласные. Звуки с, с*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Сс. Скороговорки. Твердые глухие согласные. Звуки ш. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Шш. Скороговорки. Твердые глухие согласные. Звуки ж. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Жж. Пословицы и скороговорки. Твердые и мягкие звонкие согласные. Звуки б, б*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Бб. Рассказ «Играющие собаки» К. Ушинский. Твердые и мягкие глухие согласные. Звуки п, п*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Пп. Сказка к иллюстрации. Твердые и мягкие звонкие согласные. Звуки д, д*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Дд. Сказка «Три медведя» Твердые и мягкие глухие согласные. Звуки т, т*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Тт. Сказка к иллюстрации. Твердые и мягкие звонкие согласные. Звуки г, г*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Гг. Рассказ «Косточка» Л. Толстой. Твердые и мягкие глухие согласные. Звуки к, к*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Кк. Сказки. Рассказы. Твердые и мягкие глухие согласные. Звуки х, х*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Хх. Сказки. Рассказы. Твердые глухие согласные. Звуки ц. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Цц. Сказки. Рассказы. Мягкие глухие согласные. Звуки щ*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Щщ. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Мягкие глухие согласные. Звуки ч*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу: буква Чч. Сказки. Рассказы. Мягкие глухие согласные. Звуки й*. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу:буква Йй. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 Потешка «Шел котик на торжок…». Буквы, обозначающие 1 мягкость и твердость согласных. Письмо по образцу: буква ь, ъ. 7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия - таблицы в соответствии с основными разделами программы; - наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Технические средства обучения - классная доска; - магнитная доска; - персональный компьютер с принтером; - проектор для демонстрации слайдов; - экспозиционный экран. Экранно-звуковые пособия - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; - видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению; мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; -шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего. Литература 1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 -7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. - М.: Просвещение, 2012.- 143 с. 2. . Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. - М.: Просвещение, 2012 - 176 с. 3. Федосова Н. А. От слова к букве. Пособие для детей 5 -7 лет. В 2 ч./ Н. А. Федосова. 3-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 2014. - 111с. (Преемственность). 5. Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2006. 6. Волина В.В. Праздник букваря. - Аст-Пресс, 1996. - 384 с. 7. Скворцова И. В. Логопедические игры. - Олма Медиа Групп, 2014. -128 с. 8. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве. - Гном и Д, 2013 - 32 с. 9. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы. - Гном и Д, 2013 - 32 с. 10. Сорокко О. С. Риторика для маленьких: пособие для детей 5-6 лет/ О.С. Сорокко, Р. И. Никольская. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с. 11. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 176 с. 12. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей6-7 лет. Учебнометодическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» 1. Пояснительная записка Рабочая программа по математике для дошкольников «Математические ступеньки» (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана МБОУ «Ерзовская СШ имени Героя Советского Союза Гончарова П.А.» на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы Основными целями обучения являются: — математическое развитие младших школьников; — формирование системы начальных математических знаний; — воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. 2. Общая характеристика курса Рабочая программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. и. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом и др. 3. Место курса «Математические ступеньки» в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 36 занятий (2 занятие в неделю, 18 учебных недель). Ценностные ориентиры Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 4. Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты: Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты: Дошкольник научится: -различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; - считать от 0 до 9 и в обратном направлении; - определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; - ориентироваться в пространстве; - ориентироваться в тетради в клетку; - выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; -различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру. Дошкольник получит возможность научиться: - устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; - присчитывать и отсчитывать по одному, по два; - правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку. 5. Содержание курса Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и ДРЧисла от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие: — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.; — умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 6.Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 Всего Наименование разделов Доцифровой период Цифровой период Сложение и вычитание Простые задачи Всего занятий 11 15 5 5 36 часов Календарно-тематическое планирование занятий по курсу «Математические ступеньки» (36 часов, 2 раз в неделю) Название раздела, тема занятия № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Доцифровой период (11 ч.) Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа Понятия «Больше, меньше, столько же» Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже» Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке Знакомство с геометрическими фигурами (луч, отрезок, ломанная) Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник) Знакомство с геометрическими фигурами (круг) Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник) Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат) Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке. Графический диктант. Цифровой период (15 ч.) Число и цифра 1. Число и цифра 2. Число и цифра 3 Число и цифра 4. Число и цифра 5. Сравнение чисел. Знаки сравнения. Сложение и вычитание в пределах 5. Знаки «+» и «-». Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Число и цифра 9. Число и цифра 10. Число и цифра 0. Обратный счет. Временные представления. Год. Месяц. Временные представления. Дни недели, Временные представления. Сутки Сложение и вычитание (5 ч.) Действие «сложение». Конкретный смысл сложения. Использование числового луча при сложении. Действие «сложение». Конкретный смысл сложения. Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания. Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания Простые задачи (5 ч.) Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 32. Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность. Задания на внимание 33. Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность. Задания на внимание 34. Составление и решение простых задач. Сравнение чисел. 35. Игра «Путешествие в страну чисел». Повторение 36. Итоговая диагностика 1 1 1 1 1 7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия - таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке; - демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: -классная доска; -магнитная доска; -персональный компьютер; -мультимедийный проектор; -экспозиционный экран. Экранно-звуковые пособия -содержанию программы по математике; -мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы. Демонстрационные пособия -объекты, предназначенные для демонстрации счёта; -наглядные пособия для изучения состава чисел; -демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур. Оборудование класса -ученические столы двухместные с комплектом стульев; -стол учительский с тумбой; -шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Литература 1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. - М.: Просвещение, 2012. 2. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. - М.: Просвещение, 2012. 3. Волкова С. И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 2014. (Преемственность) Рабочая программа по курсу «Зеленые тропинки» 1.1. Пояснительная записка Курс «Зелёные тропинки» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости. Данная программа составлена для детей 5-7 лет для подготовки к школе. Рабочая программа рассчитана на 18 часов в год (1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут). Для реализации программного содержания используются: • А.А. Плешаков «Зелёная тропинка» Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение 1.2. Цель и задачи программы Цель: - развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Задачи: Образовательные формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях; уточнять и систематизировать знания о явлениях природы; обогащать активный и пассивный словарь; Развивающие развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения; формировать навыки самоконтроля и самооценки; формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям; развивать творческие способности, воображение; формировать обще учебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно. Воспитательные способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости; способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным; формировать этические нормы и правильное поведение. 1.3. Содержание программы Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно - научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В содержании представлены темы курса: «Звезды, Солнце и Луна», «Зеленое чудо – растения», «Наши друзья животные», «Круглый год». Как и предусмотрено программой, основными видами деятельности детей на занятиях должны быть непосредственные наблюдения явлений природы, манипулирование с предметами, простейшие эксперименты и т.д. Дети работают под руководством взрослого. Тексты заданий и подрисуночные подписи в пособии также читает взрослый. Он определяет, на каком занятии по данной теме будет использован материал пособия, на каком этапе занятия работа с ним будет наиболее целесообразной. Элементы содержания №п\ Название Количе п раздела ство часов 1. Звёзды, Солнце и Луна 2. Зелёное чудорастения 3. Наши друзья животные 2 часа Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну». Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней. Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Дораскрашивание радуги на рисунке. Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать. 9 часов Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу. Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласаопределителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. 5 часов Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца. Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга). 4. Круглый год 2 часа Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб. Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя). Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правила безопасности при встречах и общении с животными. Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинноследственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей). Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний. 1.4. Планируемые результаты Год Личностные результаты обуч ения 1 -определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и Метапредметные результаты Регулятивные УУД: -учиться работать по предложенному учителем плану; -учиться проговаривать последовательность действий на занятии; -учиться высказывать свое Предметные результаты Обучающиеся должны знать: -понятия «живая» и «неживая» природа; иметь понятие о солнце, звездах, сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат. предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности; -учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: -учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; -классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; -учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -учиться оформлять свои мысли в устной форме; -совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; -сохранять доброжелательное отношение друг к другу. луне; -правила поведения в природе; -название времен года, их последовательность ; -понятия «домашние» и «дикие» животные; -знать кто такие насекомые, птицы, звери, рыбы; Уметь: -рассказать об изменениях в природе по временам года; -распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; -перечислять в правильной последовательност и времена года; -называть основные признаки времен года. 1.6. Календарно-тематическое планирование (18 занятий по 1 часу в неделю) № Название раздела, тема занятия Звезды, солнце и луна (2 часа) Кол-во часов 1. 2. Звездное небо. Солнце и луна Радуга. Народные приметы Чудесный мир растений и грибов (9 часов) 1 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. Как узнать растения? Травянистые растения Кустарники Деревья Декоративные растения Овощи и фрукты Съедобные и ядовитые растения 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 9. 10. 11. Лекарственные растения Мхи и папоротники Грибы Наши друзья животные (5 часов) 1 1 1 12. 13. 14. 15. 16. Как узнать животных? Домашние животные В мире насекомых В мире рыб В мире птиц В мире зверей Круглый год (2 часа) 1 1 1 1 1 17. 18. Времена года. Игра-путешествие «Заочная экскурсия в мир природы». Повторение 1 1 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: Средства, необходимые для реализации программы: · учебно-тематическое планирование; · рабочие тетради; · прописи; · наглядные пособия; · счетный материал · ИКТ · Мультимедийные презентации. Литература Рекомендованная литература для учителя: · Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012 · Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000. · Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008 · Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009 · Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013. · Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013. · Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013. Рекомендованная литература для обучающихся: · Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013. · Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013. · Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013. Рабочая программа по курсу «Творческая мастерская» Пояснительная записка Цель программы – успешная психологическая адаптация детей к условиям школы; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающие технологии. Особенностью программы является ее компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое. Основные задачи программы: 1. Обеспечить возможность единого старта школьного обучения для детей, посещающих класс предшкольной подготовки, а также требующих индивидуализации. 2. Формировать готовности детей к школьному обучению. 3. Формировать внутреннюю учебную мотивацию, другие мотивы учения. 5. Научить ребенка активно использовать свой опыт в приобретении основным навыков речевого развития, грамоты, чтения и математического восприятия в сжатые сроки. 6. Научить ребенка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать информацию на уроке и выполнять его требования. 7. Помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребенку в процессе обучения. Программа базируется на следующих принципах: непрерывности развития ребенка; общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; развития творческих способностей у детей; развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; развития и укрепления здоровья личности; развития духовно-нравственных убеждений личности; развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; преемственности между обучающими, обучающимися и родителями. Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, соответствует возрастным особенностям детей предшкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. Программа рассчитана на 18 занятий по 30 минут каждое. Предназначена для индивидуальных и групповых работ. Период реализации- 15 января по 31 мая текущего года. Творческая мастерская (лепка, конструирование, изо) В дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы. Педагог осуществляет показ только той части работы, где возможны затруднения, после чего выполняется вся работа. Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. Участие взрослого должно быть направлено на пробуждение самостоятельности и инициативности, на расширение возможностей в фиксации своего образа мира. К этому периоду уже накоплен достаточно большой опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности. Акцент на продуктивную деятельность позволит ребенку осознать себя в контексте духовного мира. Различные формы театрализации помогут ему в этом. Лепка 1. Основные материалы. Пластилин. 2. Инструменты и приспособления. Доска (клеенка), стека, палочки разных размеров, тряпочки. 3. Содержание работы. Учить новым способам крепления элементов изображения (в углублении основной детали, прикрепление тонкой полосы к основанию). Учить создавать целые композиции, объединенные сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур. В результате работы дети знакомятся с: – правилами составления узоров на плоских и объемных формах; – с новыми способами крепления (в углублении и ленточным) и украшения работы. Дети могут: – под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы; – объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой; – поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; – использовать знания и умения, полученные на других занятиях. Конструирование 1. Основные материалы. Цветная бумага, картон, бархатная бумага. 2. Инструменты и приспособления. Ножницы, клей, клеенка, тряпочка, шаблоны, трафареты, готовые выкройки, линейка. 3. Содержание работы. Учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы; самостоятельно создавать работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию; составлять узоры на бумаге; работать с шаблонами и трафаретами. Выполнять простейшие работы в технике «оригами». В результате работы дети знакомятся с: – основными правилами и приемами складывания бумаги; – правилами работы с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройками; – новым инструментом – линейкой и правилами ее использования; – понятием «симметрия». Дети могут: – при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях; – рационально использовать материалы для работы; – правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в работе; – выбирать и обосновывать приемы работы и использовать различные инструменты; – правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; – привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях. Изо 1. Основные материалы и инструменты. Карандаш, краски, кисточки, баночка. 2. Содержание работы. Композиция. Знать холодные и теплые цвета, уметь передавать их особенности. Учить передавать пропорции фигур в рисунке и композиции. Дать представление об орнаменте, его особенностях. Создание тематических композиций. В результате работы дети могут: – использовать в работе колорит для создания образа, холодные и теплые цвета; – использовать основные и производные цвета в работе; – самостоятельно подбирать светлые и темные тона; – самостоятельно составлять простейшие орнаменты. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Календарно-тематическое планирование курса «Творческая мастерская» (18 ч по 1 занятию в неделю) Тема Часы Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, 1 “Я”, “Автопортрет”. Тренинг на знакомство. Рисование по мокрому листу”. 1 Аппликация. «Сова» 1 Волшебная страна цвета 1 Оригами “Кораблик» 1 Лепка из пластилина. “Любимая сказка”. 1 Аппликация «Звери нашего леса» (из ниток) 1 Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим 1 как маги”. Коллаж (коллективная работа) 1 Рисование «Хохлома» 1 Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ” 1 Оригами “Золотая рыбка”. 1 Рисование красками “Ниткография”. 1 Рисование карандашами. Предметное рисование 1 “Самое смешное и самое грустное”. Оригами “Птица” 1 Лепка декоративная “Разукрасим мир 1 пластилином” (лепка по картону). Аппликация «Черёмуха душистая» 1 Аппликация “Цветущий сад”. 1 Итого: 18 Дата Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение учебного процесса: Для успешной реализации поставленных задач занятия проходят в кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям с хорошим освещением, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией; есть вся необходимая материально-техническая база; в наличии учебно-методический комплекс и наглядно-демонстрационный материал. Обязательное условие занятий –соблюдение санитарно-гигиенических требований. Для проведения занятий необходимо следующее оснащение и оборудование: -карандаши, акварель, гуашь, клей, фигурные стейплеры, пластилин, бусины, масса для лепки, пуговицы, атласные ленты Альбомы, бумага канцелярская Бумага, цветная бумага, цветной картон. Подбор картинок демонстрационного материала (животные, игрушки, растения, др) Плакаты, сюжетные картинки. Детские книги для чтения. Необходимо: -мультимедиапроектор, -экран -обновлённая литература Информационное обеспечение К необходимым информационным ресурсам относятся: литература по изучаемым предметам (смотреть список литературы). Список используемой литературы: Малышева А.Н. Занятия по аппликации в детском саду. Ярославль: академия развития, 2014г Лыкова И.А. Азбука лепки Издательский дом «Карапуз» М.И.Нусупбекова Изобразительное искусство – лепка. Издательство «Аруна» 2015г М.И.Нусупбекова Изобразительное искусство – рисование. Издательство «Аруна» 2015г М.И.Нусупбекова Изобразительное искусство – аппликация, оригами, коллаж. Издательство «Аруна» 2015г