Рабочая программа обществознание 6-9

Министерство просвещения Российской Федерации
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза
Гончарова Петра Алексеевича
Городищенского района Волгоградской области»
403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,
р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2
т. 8-84468-4-79-55
E-mail: erzovka_sosh@mail.ru
ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001
Утверждено « » _____ 2021г.
Приказ №
от
г.
Директор школы
____________\\Мединцов В.В.\

Согласовано « » ________2021г.
Старший методист
/ _________/ Терехова М.Ю.

Рассмотрено на заседании МО учителей
истории, обществознания, географии,
химии, биологии.
Протокол № 1 от « » августа 2021г.
Руководитель МО ________ /Поляничко Л.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Обществознание»
классы 6-9
Разработчик программы:
Поляничко Л.В., учитель истории и обществознания

2021

2

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основе авторской программы
«Обществознание 6-9 классы» /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Москва, «Просвещение», 2017. Данная рабочая программа ориентирована на
использование учебников О.А.Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание».
6 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. :Просвещение, 2020, – 79 с.: ил.
7 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. :Просвещение, 2020, – 79 с. : ил.
8 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. :Просвещение, 2020, – 80 с. : ил.
9 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций/ Боголюбов. – М. :Просвещение, 2018, – 95 с. : ил.(заканчиваем
линию)
Учебный план ООП ООО отводит на изучение обществознания в 6-9 классах основной школы 1 учебный час в неделю в течение
каждого года обучения, всего 140 часов.
Авторская программа рассчитана на 35 недель по 1 часу в неделю в течение каждого года обучения. В итоге на преподавание
обществознания в 6-9 классах отводится 140 часов.
Изучение обществознания по данной программе способствует формированию у учащихся Личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Личностные результаты:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Рос-сии,

готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность
и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
4

культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Предметные результаты:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
5

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных
сферах общества;
-характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически
рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма;
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать
их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
6

- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
6 класс
1.Что связывает людей в общество
Выпускник научится:
-использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
-характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в
деятельности человека;
-в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в
деятельности человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
7

- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы;
2. Сферы общественной жизни
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма;
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
3. Как развивается общество
Выпускник научится:
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма;
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- осознанно содействовать защите природы;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия
и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
4. Современное российское общество
8

Выпускник научится:
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
7 класс
1. Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
Выпускник получит возможность научиться:
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
2. Права и свободы человека и система их защиты
Выпускник научится:
- характеризовать специфику норм права;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения;
- характеризовать систему российского законодательства;
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
3. Гражданские правоотношения в РФ
Выпускник научится:
9

- характеризовать гражданские правоотношения;
Выпускник получит возможность:
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних
4. Семейные правоотношения в РФ
Выпускник научится:
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
Выпускник получит возможность научиться:
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
5. Трудовые правоотношения в РФ
Выпускник научится:
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
Выпускник получит возможность научиться:
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
6. Юридическая ответственность в РФ
Выпускник научится:
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные;
- применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом;
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
8 класс
10

1. Мир экономики
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
2. Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

11

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет;
3. Мир социальных отношений
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
Выпускник получит возможность научиться:
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
9 класс
1. Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
2. Российское государство
Выпускник научится:
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
12

-давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
Выпускник получит возможность научиться:
-соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
3. Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
Выпускник получит возможность научиться:
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете
о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
4. Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
Выпускник получит возможность научиться:
- сформировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

13

Содержание учебного предмета
6 класс
Введение -1 час
Что связывает людей в общество – 11 часов
Человек. Деятельность человека. Как человек познаёт мир и самого себя. Труд и образ жизни. Семья в жизни человека. Человек и общество.
Межличностные отношения.
От чего зависит положение человека в обществе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с
учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Сферы общественной жизни – 8 часов
Общественная жизнь и общественное развитие. Экономика — основа жизни общества. Социальная сфера современного общества. Что такое
государство. Богатство духовной культуры.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, схем, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам, слушание и анализ выступления своих товарищей, анализ проблемных ситуаций.
Как развивается общество – 5 часов
Типы обществ. Информационное общество. Глобальные проблемы человечества. Международные организации для решения глобальных
проблем.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Современное российское общество – 9 часов
Российское общество в начале нового века. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Как в Конституции РФ определены основы
строя нашего государства. Современное Российское государство. Духовные ценности российского народа. Место нашей Родины среди
современных государств.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Резерв – 1 час

7 класс
Введение – 1 час
Регулирование поведения людей в обществе – 7 часов
По каким правилам живёт общество. Общественные ценности и общественное сознание. Как мораль влияет на жизнь человека и общества.
Как право регулирует жизнь общества. Нормы и отрасли права. Правоотношения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с
учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Права и свободы человека и система их защиты – 7 часов
Основные права и свободы человека и гражданина РФ. Правоохранительные органы РФ. Как осуществляется правосудие в РФ. Способы
защиты прав человека в РФ. Международная система защиты прав человека.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Гражданские правоотношения в РФ – 4 часа
Дееспособность и правоспособность гражданина РФ. Какие права и законные интересы человека защищает гражданское право. Как
решаются гражданско-правовые споры.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с
учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким
15

источникам.
Семейные правоотношения в РФ – 4 часа
Заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Трудовые правоотношения в РФ – 4 часа
Право на труд и трудовые отношения в РФ. Права и обязанности работника и работодателя. Особенности трудоустройства
несовершеннолетних.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником и другими источниками, слушание объяснений учителя, отбор и
сравнение материала по нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, презентаций, сообщения, слушание и анализ выступления
своих товарищей.
Юридическая ответственность в РФ – 6 часов
Правонарушение. Что такое юридическая ответственность. Административные правонарушения и виды административных наказаний.
Преступления и наказания в уголовном праве. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, схем, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам, слушание и анализ выступления своих товарищей, анализ проблемных ситуаций.
Итоговое повторение – 1 час
16

Резерв – 1 час
8 класс
Введение – 1 час
Мир экономики – 15 часов
Экономика и ее роль в жизни общества. Собственность и экономические системы. Спрос и предложение. Как рынок регулирует экономику.
Экономика фирмы. Роль государства в экономике. Деньги и их функции. Для чего нужны банки и биржи. Занятость и безработица. Налоги.
Государственный бюджет. Как развивается экономика.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с
учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Человек в экономических отношениях – 9 часов
Труд в современной экономике. Предпринимательство. Личные финансы. Экономика семьи. Права потребителя.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, схем, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам, слушание и анализ выступления своих товарищей, анализ проблемных ситуаций.
Мир социальных отношений – 7 часов
Социальная структура общества. Как изменяется социальная структура общества. Какие группы составляют современное российское
общество. Этнические общности. Россия — многонациональное государство. Социальная политика современного российского государства.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Итоговое повторение - 2 часа
17

Резерв – 1 час
9 класс
Введение – 1 час
Политическая жизнь общества – 8 часов
Политика и власть. Государство, его сущность. Форма государства. Политические режимы. Демократия. Участие граждан в политической
жизни. Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, кооперативно-групповая учебная деятельность.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по
нескольким источникам, просмотр учебных фильмов, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступления своих товарищей.
Российское государство – 9 часов
Конституция РФ. Основы конституционного строя. Федеративное устройство РФ. Гражданство РФ. Президент РФ. Федеральное Собрание
РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ. Местное самоуправление.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с
учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам
Культурно-информационная среда общественной жизни – 8 часов
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях
современного общества. Роль религии в жизни общества. Искусство как элемент духовной культуры общества. Информация и способы ее
распространения. СМИ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с
учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Человек в меняющемся обществе – 8 часов
Глобализация и ее противоречия. Войны и вооруженные конфликты. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Можно ли предвидеть будущее? Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье.
18

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая форма учебной работы
Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с
учебником, работа с раздаточным материалом, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Резерв – 1 час

19

Тематическое планирование 6 класс
№
п/п

Содержание

Количество
часов по
темам

Контрольные
(диагностические ) работы

1

Введение

1

2

Что связывает людей в общество

11

1

3

Сферы общественной жизни

8

1

4

Как развивается общество

5

1

5

Современное российское общество

9

1

6

Резерв

1
Тематическое планирование 7 класс

№
п/п

Содержание

Количество
часов по
темам

Контрольные
(диагностические ) работы

20

1

Введение

1

2

7

4

Регулирование поведения людей в
обществе
Права и свободы человека и система
их защиты
Гражданские правоотношения в РФ

5

Семейные правоотношения в РФ

4

6

Трудовые правоотношения в РФ

4

1

7

Юридическая ответственность в РФ

6

1

8

Итоговое повторение

1

1

9

Резерв

1

3

7

1
1

4

Тематическое планирование 8 класс
№
п/п

Содержание

Количество
часов по
темам

Контрольные
(диагностические ) работы

1

Введение

1

2

Мир экономики

15

3

9

4

Человек в экономических
отношениях
Мир социальных отношений

7

1

5

Итоговое повторение

2

1

6

Резерв

1

1
1

21

Тематическое планирование 9 класс
№
п/п

Содержание

Количество
часов по
темам

Контрольные
(диагностические ) работы

1

Введение

1

2

Политическая жизнь общества

8

1

3

Российское государство

9

1

4

8

5

Культурно-информационная среда
общественной жизни
Человек в меняющемся обществе

6

Резерв

1

8

1
1

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».